Систематизация и анализ накопленного опыта и прогнозирование будущих требований рынка, помогает компаниям совершенствовать подходы к работе и управлению бизнесом.
Генеральный директор SlonCredit Николай Рохманийко, рассказал об основных тенденциях отрасли микрокредитования, на которые стоит обратить внимание в 2022 году.
Микрокредитование в 2021: основные выводы
Можно отметить, что начиная с 2020 года рынок микрокредитования существенно замедлил темпы роста в количестве выданных кредитов. Рынок стал зрелым и стабилизировался, и сейчас, скорее претерпевает трансформацию, а не развитие.
Наблюдая за сферой кредитования в Украине, хочется подчеркнуть минимальное количество новых игроков, но в то же время, количество брендов и продуктов увеличивается. Это происходит преимущественно за счет развития существующих компаний и команд.
Рассмотрим динамику объема выдачи кредитов за 2021 г., на примере отчета компании SlonCredit — первого украинского сервиса долгосрочного кредитования:
— количество выданных кредитов выросло на 47% (в 2021 г., по сравнению с 2020 г.);
— выданные кредиты в суммах выросли на 25% (в 2021 г., по сравнению с 2020 г.).
Прогноз по рынку микрокредитования на 2022 год: путь вперед
Мы наблюдаем постоянное увеличение конкуренции в финансовой сфере.
В этом нет ничего удивительного, конкуренция между компаниями просматривается во всех направлениях бизнеса и любая компания должна быть готова к необходимости развития и масштабирования именно в такой среде.
Влияние конкуренции на микрофинансовые организации стимулирует их предлагать еще более привлекательные продукты и условия для клиентов.
1. Клиенты становятся рассудительнее и требовательнее
Из-за изобилия предложений на рынке, клиенты могут выбирать. И выбирают.
Сейчас важно все: внешний вид сервиса, уровень взаимодействия с клиентами, скорость обратной связи, скорость получения денег на карту или счет, способы закрытия кредита и другое.
Внимание к деталям, тонкое понимание своих клиентов и курс на инновации позволят компаниям превосходить ожидания, предлагая востребованный продукт и поддерживая интерес клиентов к компании.
2. Продукты и кредиты становятся длиннее
Спрос на среднесрочные кредиты растет. По данным Национального банка Украины[a] за II квартал 2021 года, 35% новых кредитов было выдано сроком до 31 дня и 59% — сроком до одного года.
Существующие компании модифицируют свой продукт, делая акцент на увеличении периода кредитования. Таким образом, уменьшается количество 30-дневных кредитов и растет количество предложений сроком 60 дней и более.
Для многих компаний эта ниша новая и не до конца изведанная, что, так или иначе, требует дополнительных сил и вложений (юридические аспекты, обучение персонала, информирование клиентов, реклама измененного продукта). В этом плане, SlonCredit занимает уверенное место и лидирующие позиции, занимаясь долгосрочным кредитованием с 2018 года. За время работы компания выдала более 45 000 кредитов, общей суммой — 650 миллионов гривен. Клиенты могут взять деньги сроком до 36 месяцев и на сумму — до 200 000 грн.
SlonCredit были одними из первых в этом сегменте, тогда как другие компании только начинают свой путь модернизации продуктов.
3. Упрощение идентификации пользователей и повышение безопасности клиентов
Появляются новые технические и законодательные возможности, чтобы регистрация проходила еще быстрее и безопаснее, а процесс получения кредита еще удобнее.
Согласно Постановлению Национального Банка Украины
К упрощенным моделям верификации относятся:
- BankID НБУ;
- квалифицированная электронная подпись (КЭП);
- верификация данных из бюро кредитных историй;
- считывание данных с чипа биометрического документа.
Многие микрофинансовые организации используют оформление заявки онлайн, к которой пользователь должен ввести данные своей карты, пройти фотоидентификацию, BankID НБУ и подтвердить договор при помощи SMS-кода. Достаточно просто, не так ли?
Особенно, если сравнивать с получением кредита в классическом банке, где часто необходимо имущество под залог, поручители и дополнительная информация, собрать которую требует времени.
Тем не менее, несмотря на простоту оформления кредита, который существует сегодня, компании внедряют новые способы идентификации. К примеру, есть организации, где для подтверждения необходимо селфи клиента.
4. Оптимизация сайтов и создание мобильных приложений
Для увеличения количества посетителей сайта, и как следствие, клиентов, бренды оптимизируют и продвигают сайты. У многих компаний уже есть целый штат SEO-специалистов, которые работают над тем, чтобы сайт был активен и занимал высокие позиции в поисковых системах.
Ряд исследований говорят о факторах, на которые нужно обратить внимание в 2022 году:
- регулярное обновление качественного контента;
- акцент на пользователей и их поисковые запросы;
- интеграция машинного обучения в алгоритмы;
- качество бэклинков и др.
Мобильные приложения набирают обороты вместе с развитием современных технологий. 5G, искусственный интеллект, складной экран, мобильная коммерция и мобильные кошельки — все эти и другие тенденции стоит взять на вооружение, не только для привлечения пользователей, но и для развития бизнеса.
5. МФО, банки, необанки
Финансовые учреждения искали способы дистанционного обслуживания клиентов и удаленной работы сотрудников. В период пандемии в выигрыше оказались микрофинансовые организации и необанки, работающие онлайн, таким образом, составили сильную конкуренцию традиционным банкам.
МФО, в свою очередь, начали работать над тем, чтобы расширять свои продукты и развивать их.
Поэтому, смешение услуг от МФО, банков и необанков набирает обороты и эта тенденция будет только усиливаться. За счет развития услуг и коллабораций с другими компаниями.
Финансовый рынок требует инноваций и гибкости. И чтобы не остаться в истории, финансовые компании должны оперативно внедрять современные технологии и выстраивать максимально качественный клиентский сервис.