Что подорожало
В октябре, на пике роста цен на сырье и компоненты, были риски, что существующие бизнес модели не справятся с таким скачком цен. Нам, в В2В, казалось, что вот-вот начнется неконтролируемая реакция сокращения, сворачивания производства с неизбежной волной банкротств, что рынки могут остановиться.
Но, вероятно, в США и Европе будет просто рекордная за последние 40−50 лет инфляция. Рекордная для них, мы-то в 90-х видели и четырёхзначную инфляцию.
В декабре производственная инфляция приостановила рост, остается на уровне октября-ноября.
Цены (год к году) на основные компоненты производимой нами продукции выросли на 50−100%. Оцинкованный метал — на 80−100%, нержавеющая листовая сталь — на 55%, стекло — на 100%, соответственно стеклопакет — на 110−115%, компонент Isocyanat — на 80%, разный алюминиевый профиль — на 30−55%, электродвигатели — на 50−60%, медная трубка — на 50%.
Продолжают дорожать цветные металлы, стекло, дерево. В нашем случае медь и изделия, где используется медь, — различные электронные компоненты. Так, с нового года уже объявили об ещё одном этапе подорожания на 5−10% производители компрессоров.
Из-за перебоев с логистикой мы вынуждены увеличить на 100% остатки комплектующих на складах. Соответственно, на эти затраты нам нужно больше рабочего капитала, больше ресурсов.
Мы вынуждены были поднять наши отпускные цены на 30−50% на разные виды продукции нашего производства. В декабре произошла стабилизация цен, но с возможной тенденцией роста.
Читайте также: Экономика остывает, инфляция растет: что делать инвестору
Транспортные расходы
Продолжает лихорадить логистика. Цены доставки контейнеров из Китая, хотя и снизились на 10−15%, по сравнению с октябрьским пиком $15 тыс., но это почти ничего, по сравнению с ростом год к году от $3−3,5 тыс. за доставку 40-футового контейнера в порт Одесса.
Для логистических операторов наступили лучшие времена в истории. По оценкам Economist, прибыль логистических компаний может достичь $200 млрд в 2021 году и $150 млрд в 2022 году, что является невообразимым золотым дном, по сравнению с совокупной суммой около $110 млрд за предыдущие 20 лет.
К огромным расходам на логистику добавляются ещё и длительные задержки. В США порты, не привыкшие к таким объемам трафика, сталкиваются с длинными очередями судов, ожидающих разгрузки неделями. Не хватает грузчиков, водителей грузовиков и складских помещений, из-за этого до 15% мирового контейнерного флота в настоящее время стоит на якоре за пределами мировых портов.
Реальная очередь в американских портах может составлять более 100 кораблей до ста миль.
Несколько дней назад китайский порт Нинбо — четвёртый контейнерный порт в мире, объявил, что с 1 января 2022 года он увеличит сборы за перевалку импортных и экспортных контейнеров на 10%. Вслед за Нинбо цены могут повысить и другие китайские порты. Высокая вероятность, что и в первой половине 2022 года логистика в мировой торговле останется дорогой.
Читайте также: Андрей Бодян: В ближайшие 5 лет Украина точно не откажется от наличных
При всех этих проблемах нам удалось не ухудшить коэффициент оборачиваемости основных групп комплектующих.
Драйвером роста производственной инфляции является подорожание электроэнергии на 30% и газа на 400−450%. Это уже наложилось на все издержки.
Риски начала года
Дополнительные риски для нас в этом году в основном могут быть из Китая.
Китайский Новый год. В этом году — 1 февраля, выходные с 31 января по 6 февраля. Все останавливается, как правило, на три недели.
Зимние Олимпийские Игры в Пекине — 4−20 февраля. Будут остановлены экологически вредные производства. Возможны перебои с металлом, тканями, полистиролами.
Читайте также: Консенсус-прогноз — 2022: что будет с курсом, инфляцией и экономикой
COVID. Китайская политика «нулевой толерантности». Закрываются целые города, порты при обнаружении нескольких десятков заражений. Ограничены международные поездки. Приезжие должны выдерживать карантин не менее 14 дней в назначенном отеле. Вообще количество жителей материка, пересекающих границу, сократилось на 99%.