Как готовятся продавцы

Недавнее исследование Gradus Research показало, что 93% украинцев уже знают о самой большой распродаже осени, и 44% планируют делать покупки в эти дни. А теперь представьте, что все эти 44% потребителей пришли к вам внезапно. Достаточно ли у вас продавцов? Есть ли товар на складе? Выдержит ли сайт скачок трафика? В онлайн и офлайн ритейле есть десятки важных вопросов, о которых нужно позаботиться до старта распродаж.

Чтобы облегчить нагрузку на торговые точки, софт, процесс поставок и т. п., такие мировые игроки как Amazon, Target, Best Buy и другие мега-ритейлеры начали растягивать скидки на период от недели до месяца. Таким образом, у клиента появляется больше времени, чтобы обдумать и совершить покупку, а для продавца это эффективный способ снять пиковый стресс с пятницы и избежать задержек в доставках. Украинские ритейлеры тоже идут по такому пути.

В период скидок прирост трафика резко увеличивается: в прошлом году у нас он был на 31% выше, по сравнению с 2019-м, а именно в пятницу 27-го ноября на маркетплейс allo.ua зашли рекордные 900 тысяч посетителей. В этом году мы ожидаем миллион в сутки.

Чтобы обеспечить стабильность работы сайта, при этом не потратить на программное обеспечение и инфраструктуру все деньги мира, компании внедряют гибкую приоритизацию IT-ресурсов. Что это такое?

Поскольку резкая нагрузка на сайте вырастает всего на 10−15 дней в году, строить статическую систему под максимальную нагрузку — не оптимально и дорого, ведь в остальное время система будет простаивать.

Поэтому разрабатываем автоматическое масштабирование системы (auto scaling) под погрузку: с увеличением нагрузки на сайте (посетители, просмотры, заказы) — система в автоматическом режиме формирует запрос на дополнительные ресурсы в «облака» для устойчивости сайта и обеспечения надлежащей производительности, и возвращает их назад в облако, когда нагрузка уменьшается. Для пользователя эта система незаметна, в чем и есть ее основное преимущество: сайт не виснет, карты товара подгружаются корректно, а оплата проходит гладко. Но этого недостаточно.

Временное расширение штата

Число онлайн-заявок в e-commerce во время «черной пятницы» растет кардинально — у нас их примерно в четыре-пять раз больше, чем в обычные выходные. Поэтому, кроме сайта, большая нагрузка приходится на склад, колл-центр, логистику и т. д. — это требует инвестиций не только в программные процессы, но и предполагает значительное расширение штата. В период черной пятницы мы обычно усиливаем и переводим в режим 24/7 техническую поддержку, а также в два раза увеличиваем количество работников склада за счет ночной смены.

Нагрузка на контакт-центр растет в три раза, поэтому в этом году мы увеличили штат на 15% и разработали график с максимальным присутствием команды. Так мы можем быть уверены, что все заказы будут обработаны как можно быстрее. Кстати, многие наши партнеры в логистике также усиливают команду перед пиковым сезоном. Так, например, Новая Почта в прошлом году наняла почти 2,5 тыс. работников накануне «черной пятницы».

Читайте также: Мили и бонусы: искусство путешествовать бесплатно

В отличие от онлайна, в физических продажах обычный ажиотаж вряд ли произойдет в этом году из-за карантинных ограничений. Несмотря на это, мы также планируем усиление и выводим все команды продавцов в максимальном составе.

В чем особенность «черной пятницы"-2021

В этом году тренды в покупках украинцев не изменятся кардинально. Обычно, во время больших скидок потребители покупают дорогие товары — смартфоны, телевизоры, бытовую технику. При этом они ориентируются не на процент скидки, а на ее размер в денежном эквиваленте — клиенты будут выбирать товары с максимальной скидкой в гривнах. Поэтому, ожидаемо, будут расти продажи категорий с высокой стоимостью. Но что точно изменится — этих товаров хватит не всем.

Глобальный кризис микрочипов вносит серьезные коррективы в ассортимент скидок. В этом году «черная пятница» пройдет в условиях мирового дефицита смартфонов, телевизоров, ноутбуков и других товаров, которые пользуются большим спросом.

У ритейлеров электроники в Украине сейчас рекордно низкая оборачиваемость товара из-за недопоставок: у нас — в два раза ниже от обычного года. И несмотря на раннюю закупку, во многом решение ситуации зависит от вендорских поставок в страну: часто Украина не является приоритетным рынком для поставщиков, из-за чего товары они поставляют с огромными задержками.

Читайте также: ТОП-идеи осеннего шопинга

Потребителям нужно быть готовыми к тому, что среди товаров «черной пятницы» будет критически мало электроники, многие модели могут остаться без скидок или быстро перейдут в фазу out of stock. В то же время, как обычно, будет много скидок в категориях одежды, косметики и парфюмерии и многих других, имеющих высокую маржинальность, поэтому скидки могут достигать 80%.