Казалось бы, обычный банк имеет отделения, можно прийти к специалисту для решения своего вопроса. Оказывается, необанки имеют свои преимущества. На примере первого и крупнейшего из них — monobank — разбираем предпочтения ФОПов, которые поделились своими впечатлениями.

monobank — первый и крупнейший в Украине банк в смартфоне — начал обслуживать предпринимателей (ФОП) в середине прошлого года.

За год клиентами онлайн-банка стали около 100 тыс предпринимателей, которые доверили ему почти 2 млрд грн. В чем секрет успеха?

Идеальный вариант для новичков

Прежде всего, следует отметить простоту открытия счета. Это абсолютно реально сделать, не выходя из дома и даже не будучи клиентом monobank в качестве физлица.

Журналисту Дмитрию Г., в феврале устроившемуся на новую работу, уже готовы были выплатить первый гонорар и бухгалтерия настойчиво требовала номер счета. Ехать в отделение банка не хотелось. Было решено попробовать открыть счет в онлайн-банке. Процедура сканирования документов и видеоверификации заняла не более 15 минут, и счет был готов к приему денег.

«Последующее обслуживание также — без нареканий, все просто и понятно. Кстати, совсем недавно узнал, что для ФОП есть не только телефонная, но и компьютерная версия сайта. Некоторые вещи удобнее делать на большом экране», — отмечает Дмитрий, по мнению которого выбор банка для новичков ФОПов очевиден.

Программисты ценят простоту

Как выяснилось, на обслуживания в онлайн-банк из других банков переходят и бывалые предприниматели.

«Зарегистрировал ФОП еще в 2000-х. Очень долго обслуживался в Укрэксимбанке, но на определенном этапе у банка пропал интерес работать с микро-бизнесом, — рассказывает программист Андрей, — Пришлось перейти в Приватбанк. Как только представилась возможность, сразу же открыл счет в monobank». По его словам, сервис mono — идеальный вариант для небольшого ФОПа с минимумом операций.

IT-шник особенно доволен мобильным приложением, где все продумано до мелочей. «Нравиться, что нет платы за пользование счетом. Мелочь, а приятно! Предприниматели — народ экономный, независимо от уровня доходов», — отмечает Андрей, который практически не работает с наличностью.

Программист также подчеркивает, что частный monobank оказался куда более клиентоориентированным, чем его государственный конкурент.

Бухгалтеры выбирают удобство

Бухгалтер Инна Бисонова, которая консультирует и обслуживает многих предпринимателей удаленно, как физлицо начала обслуживаться в monobank в 2019 г. «Когда на следующий год открыла ФОП, а mono запустил новый сервис для предпринимателей, то без вариантов воспользовалась им, — рассказывает Инна, — Нет комиссий, операции проводятся мгновенно».

Она приводит пример: чтобы повторно сделать платеж, он по первым буквам контрагента может быть найден через поиск и просто повторен. Это очень удобно, особенно для неопытных пользователей. Для сравнения: в другом крупном госбанке все гораздо сложнее. Нужно подписывать платеж ключами и прочее.

Бухгалтер отмечает удобство и скорость пересылки на почту или viber выписок и квитанций. «Кстати, не все знают, что есть web-версия для ФОПов. Например, у меня есть доступ к счетам клиентов только через эту версию. Зайти с телефона в нее я не могу», — говорит Инна Бисонова. По ее мнению, удобство онлайн-банка способствует тому, что люди отказываются от налички, она им просто не нужна.

Разработчики ищут открытость

Не секрет, что многие ФОПы передают ведение бухучета на аутсорсинг. В этой связи очень важным моментом является открытость обслуживающего банка к интеграции с компаниями, предоставляющими такие услуги.

Это — одна из «фишек» monobank.

«Мы сделали программное обеспечение для ведения бухгалтерии ФОПов и МСБ. Для предоставления клиентам дополнительного сервиса искали банки, с которыми можно было бы интегрироваться по API, чтобы бухгалтера моги через наш сервис работать со счетами и отчетностью предпринимателей. По состоянию на 2018−2019 гг. это было возможно только с одним банком, что мы и сделали. Когда на рынке появился monobank, постучались и к ним», — рассказывает Максим Тихомиров, сооснователь и разработчик сервиса «bookkeeper», которым сейчас пользуются порядка 4 тыс. предпринимателей.

По словам Максима, сейчас любой пользователь может настроить все самостоятельно без привлечения специалистов. После этого, он может «подтягивать» выписки со счетов в bookkeeper и на их основании формировать первичные документы, любую отчетность, в частности, налоговую.

«К сожалению, с другими банками так пока не получается. В лучшем случае пользователям приходится долго общаться с банком и даже привлекать программиста», — констатирует Максим Тихомиров. Как клиент, он отмечает удобство работы по внешнеэкономической деятельности (ВЭД). «При максимальной простоте, все достаточно надежно и хорошо защищено», — резюмирует клиент.

Оперативная реакция

Следует отметить, что онлайн-банк постоянно совершенствует сервис.

Программиста Андрея поначалу смущало отсутствие полной выписки, которая бы содержала номера документов. «Автоматизированные системы бухучета не могут разносить выписку без номеров документов. Для ФОПа, который просто получает деньги на счет, затем выводит их на личную карту, это не нужно. Но как только возникали задачи, связанные с бухгалтерией, то минимального функционала уже не хватало», — рассказывает Андрей, отмечая, что monobank уже устранил этот недостаток, и работать стало гораздо приятнее.

Пожелания пользователей

Видя оперативную реакцию онлайн-банка на пожелания, пользователи активно предоставляют monobank обратную связь.

Так, Инна Бисонова отмечает некоторые нюансы, связанные с выплатой зарплаты сотрудникам. «Было бы удобней, если бы одним махом можно было набирать сразу пакет платежек, а не формировать их по одной», — говорит опытный бухгалтер, добавляя, что нет информации об общей сумме выделенных платежек, приходится проверять с калькулятором, чтобы избежать ошибок. В банке, узнав об этом предложении, ответили, что в ближайшее время учтут пожелания клиентов и добавят новый функционал.

Максим Тихомиров и Инна Бисонова уверяют, что бухгалтера и бизнес ждут от monobank аналогичного сервиса и для юридических лиц, прогнозируя значительный прирост клиентской базы.

Отметим, что банк действительно постоянно улучшает и добавляет функционал. Уже в октябре monobank планирует запустить эквайринг для предпринимателей.

Таким образом, кейс monobank показывает, что простой и удобный банковский сервис возможен не только для простых физических лиц, но и для частных предпринимателей. И для этого вовсе не обязательно располагать традиционными банковскими отделениями и другой инфраструктурой.

Главными «фишками», которые делают monobank популярным среди предпринимателей, остаются:

  • простота и скорость удаленного открытия счета ФОП
  • продуманное до мелочей мобильное приложение и наличие web-версии для предпринимателей
  • отсутствие платы за пользование счетом
  • возможность интеграции с необанком бухгалтерских сервисов

И главное — способность развиваться и оперативно реагировать на потребности своих клиентов!