Влияние Совета сократили
Законопроект № 5850 касается требований, полномочий и возможностей Совета и правления Национального банка. Он серьезно сокращает права Совета и расширяет полномочия правления НБУ:
- Правление больше не должно в обязательном порядке рассматривать все рекомендации Совета.
- Совет лишили права оценивать деятельность правления в целом. Он сможет проверять выполнение только своих решений. Сокращается контрольная функция Совета, при том, что по Конституции Совет Нацбанка должен контролировать выполнение денежно-кредитной политики в целом.
- Вводится отдельный запрет на вмешательство Совета в работу заместителей председателя Нацбанка.
- Вводится солидарная ответственность Совета и правления Нацбанка за все принятые регулятором решения.
- Правлению НБУ позволяется тратить средства даже свыше сметы административных расходов, утверждаемых Советом. После чего их никто не сможет контролировать. Ведь аудиторам Счетной палаты разрешается проверять только смету административных расходов Нацбанка.
В Совете НБУ пока отказываются от официальных оценок нововведений. «Минфину» удалось получить только анонимный комментарий.
«По сути, нас превратили в „свадебных генералов“ и задним числом запретили год работать по специальности после отставки. Мы мало сможем повлиять на политику правления, к нашим рекомендациям могут не прислушиваться. Видно, что правление приложило руку к новому законопроекту и максимально оградило себя от влияния со стороны Совета. Главное теперь, чтобы это не отразилось на качестве работы регулятора», — сказал «Минфину» один из членов Совета Нацбанка.
Могут опротестовать в Конституционном суде
Как сообщили «Минфину» источники в Совете НБУ, в ближайшее время документ постараются опротестовать в Конституционном суде. Уже готовится соответствующее представление, для которого собирают подписи 50 депутатов.
В законопроекте № 5850 нашли несколько несоответствий Конституции. Об этом, кстати, писало Главное юридическое управление Аппарата Верховной Рады в своем заключении, но при голосовании его проигнорировали.
Например, в новом документе говорится, что члена Совета Нацбанка не нужно увольнять отдельным постановлением Верховной Рады и Указом Президента. Он лишается полномочий автоматически после истечения их срока. В то время как в Конституции четко написано, что назначать/увольнять членов Совета должны Президент и парламент.
Еще один конфликт с главным законом страны возникает в вопросе трудоустройства членов Совета по истечении их полномочий. Законопроект № 5850 запрещает им год работать по финансовой специальности после ухода из Нацбанка. Это требование собираются применять и к действующим членам. Получается, что права людей ограничивают уже после их принятия на работу, что запрещается ст. 22 Конституции (новые законы не могут сужать права украинцев). Чтобы не создавать эту проблему, нужно было применить новые требования уже к новому составу Совета.
Читайте также: Президент планирует сменить главу НБУ, Офис ищет кандидатов — Bloomberg
Новые операции с валютными резервами
Законопроект № 5850 существенно расширяет возможности Нацбанка в части работы с золотовалютными резервами.
Здесь предусмотрено три серьезных изменения. В частности, НБУ теперь сможет:
- заключать договоры на управление ЗВР с любыми выбранными юрлицами за границей (сейчас — только банки с высоким рейтингом (не ниже «ААА»);
- кредитовать за счет резервов нерезидентов;
- покупать производные ценные бумаги (деривативы) и ЦБ с отрицательной доходностью.
«От требования по работе с резервами исключительно с банками, которые имеют рейтинг „ААА“, давно хотели отказаться. Из-за него регулятор не мог сотрудничать с ведущими западными структурами, у которых нет такой оценки, но которые играют важную роль на международном рынке. Речь об учреждениях вроде Deutsche Bank и Commerzbank, а также крупных игроках на рынке ценных бумаг вроде Citigroup Global Markets. Причем можно задействовать разные инструменты, в том числе и суверенные облигации с отрицательной (минусовой) доходностью. Ведь, имея на счете такие бумаги со ставкой „минус“ 0,3%, можно зарабатывать на остатке на корсчете по 0,6% годовых. Почему это плохо? Нормальное вложение», — заверил «Минфин» финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
Хочется верить, что руководство Национального банка будет тщательно выбирать партнеров.
Когда-то НБУ уже пришлось пережить скандал, связанный с непонятным вложением ЗВР в 1997—1998 годы через Credit Suisse First Boston. Точнее, через кипрский филиал этого швейцарского банка — Credit Suisse First Boston (Cyprus).
Речь шла о вложении $700 млн из нацбанковского резерва, которое прокуратура впоследствии назвала изначально убыточным, и обвинила руководство НБУ в нанесении Украине ущерба на $20 млн. История закончилась уголовным делом и 5-летним тюремным заключением для заместителя председателя Нацбанка Владимира Бондаря. НБУ тогда руководил Виктор Ющенко.
Банкиры не думают, что Нацбанк сразу кинется пользоваться всеми новыми возможностями. Но считают, что они должны у него быть. Слишком часто в последние годы центробанкам разных стран приходится менять свои стратегии. Далеко не всегда во главу ставится доходность, нередко им приходится выполнять спасательную функцию.
«К примеру, ФРС США в прошлом году очень активно скупала ипотечные облигации, стараясь снизить долговую нагрузку на американцев. В 2015 году аналогичные меры предпринимал Европейский Центробанк, выкупая нидерландские и ирландские ипотечные облигации. Очевидно, что эти меры предпринимались не для получения доходов. При этом, исходя из существующего понимания резервных активов, такие инструменты не могут считаться резервными», — заметил «Минфину» председатель правления Юнекс Банка Иван Свитек.
Стратегия управления резервами меняется в силу разных причин и часто направлена на стабилизацию ситуации на локальном финансовом рынке.
«Скажем, Турция сейчас активно распродает золото из резервов, чтобы хоть немного сдержать девальвацию лиры. Не думаю, что это самое рациональное решение в сложившейся ситуации, хотя формально это и есть одна из функций ЗВР», — добавил Свитек.
Украинский Нацбанк продавал золото из резерва в 2014 году: из 40,4 тонн металла за месяц продали 14,3 тонн. Регулятору нужен был доллар для поддержания гривны — и он активно продавал валюту на межбанке. Это классическая спасательная операция в исполнении НБУ, и, скорее всего, ею и останется.
А вот разрешение на кредитование нерезидентов, по словам финансистов, потребовалось Нацбанку для проведения сделок по репо с гособлигациями с обязательным обратным выкупом ценных бумаг.
Свои юристы и свободное бюджетирование
Два других законопроекта, проголосованных Верховной Радой, имеют узкую специализацию и решают юридические и бюджетные проблемы Нацбанка.
Законопроект № 5852 позволяет регулятору в обход закона «О публичных закупках» нанимать юридические компании для представительства в иностранных судах и органах власти. Нацбанковцы смогли убедить законодателей, что физически не успевают проводить закупки иностранных юруслуг по действующим в Украине правилам открытых торгов: с публикацией всех документов процедура занимает от 66 до 125 рабочих дней.
Чиновники уверяют, что им жизненно необходимо быстро реагировать на претензии в иностранных судах. Вероятно, намекая на старые и новые судебные процессы, апелляционные жалобы, которые регулярно возникают по спорам, связанным с приватизацией Приватбанка.
После вступления в силу законопроекта № 5852 Нацбанк сможет по упрощенной процедуре нанимать юристов для защиты своих интересов за границей. Остается надеяться, что все будет происходить на конкурентных условиях, без любимчиков и переплат со стороны НБУ. Регулятора уже обвиняли в фаворитизме при заказе юридических услуг на стороне.
«Даже до законодательных изменений — это был закрытый клуб. Мы пару раз думали сделать свое предложение и поучаствовать в тендере Нацбанка, но быстро поняли, что не сможем выполнить все его требования. Такое впечатление, что условия закупки по юруслугам изначально выписываются под конкретно взятые компании. Например, были требования по наличию в штате 50 адвокатов с опытом не менее 5 лет. Таких юркомпаний можно пересчитать по пальцам на всю страну», — рассказал «Минфину» управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex» Виктор Мороз.
Аудиторы Счетной палаты после проверки Нацбанка в 2018 году в своем заключении открыто говорили, что видят в его действиях риск неэкономного использования средств и несоблюдения добросовестной конкуренции при заключении регулятором контрактов с AlixPartners Services и ООО «Астерс Консалт» на крупные суммы (235 млн грн и 16,4 млн грн, соответственно).
Законопроектом № 5853 вносятся изменения в Бюджетный кодекс. Здесь НБУ планировали сделать две важные поблажки:
- Во-первых, ему позволили предоставлять Президенту, Верховной Раде и Кабмину ориентировочные прикидки по валютно-курсовой политике и приблизительные прогнозы по курсу гривны (среднегодовой и на конец года), которые впоследствии могут меняться.
- Во-вторых, Нацбанку разрешили давать приблизительный прогноз по своей прибыли в каждом году. Он также может меняться.
Эксперты считают, что это позволит хоть немного защитить регулятора.
«В условиях перманентного шторма на мировых валютных, финансовых и товарных рынках, любые обязательства/оценки становятся весьма условными. Инициаторы законов пытаются оградить НБУ от возможных последствий, если все снова поменяется и будут искать „крайних“. В механике процесса особо ничего не поменялось, а вот благодаря изменениям формулировок снижаются риски (последствия) для Национального банка», — отметил «Минфину» директор департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.
Возможность давать приблизительный прогноз по своей прибыли и потом менять эту цифру должна сделать работу регулятора более объективной. Хотя бы в теории.
Читайте также: Почему НБУ стал меньше платить в госказну
«Когда от регулятора требуют точный прогноз и настаивают на его безукоризненном соблюдении, он вынужден подстраивать под его выполнение свою денежно-кредитную политику. Что неверно по сути и не позволяет НБУ вести независимую деятельность», — сказал «Минфину» финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
Дополнение:
В подписанном законе (текст появился уже после публикации статьи на сайте) норма о том, что НБУ может предоставлять ориентировочные прикидки по валютно-курсовой политике и приблизительные прогнозы по курсу гривны уже отсутствовала. Согласно окончательной версии документа, регулятор будет давать только ориентировочные прогнозы относительно распределения прибыли.
Законопроект ко 2 чтению от 19.10.2021
Текст закона, подписанный главой Верховной Рады 23.10.2021