О самых болезненных проблемах

Уже в следующем году страховщики и автовладельцы смогут жить по новым, более современным правилам. Модернизировать законодательство нужно прежде всего для повышения уровня защиты пострадавших в ДТП, чтобы он постепенно приближался к европейским стандартам.

Самые болезненные проблемы, о которых страховщики ОСАГО слышат чуть ли не каждый день, — это выплаты с учетом так называемого «износа запчастей» автомобиля и выплаты за страховщиков-банкротов. Действующий закон содержит устаревшие и несправедливые нормы по этим вопросам.

В Украине средний возраст автопарка, по разным оценкам, составляет от 19 до 24 лет. То есть значительная часть пострадавших получает выплаты за вычетом износа на запчасти в 50−70%.

Читайте также: Продажи легковушек в марте показали безумный рост: что и почем покупали украинцы

Размера компенсации не хватает, чтобы отремонтировать автомобиль, и возмущение людей таким фактом можно понять. То, что мы называем «отмена износа», в новом законе означает восстановление автомобиля до состояния, в котором он был до аварии. Сейчас работаем над тем, как правильно это сформулировать юридически.

Вторая проблема — выплаты за страховщиков-банкротов и компании, которые прекратили деятельность, не выполнив своих обязательств перед потерпевшими.

Несмотря на достаточность средств в фондах МТСБУ, чтобы полностью сделать выплаты за таких страховщиков, получения возмещения людям приходится ждать годами, поскольку банкротство или ликвидация компании являются достаточно длительными юридическими процедурами.

Когда новый закон будет принят, Бюро сможет осуществлять регламентные выплаты за компании, которые не выполнили свои обязательства по выплате страхового возмещения пострадавшим, через некоторое четко определенный срок, независимо от формальных процедур банкротства.

Читайте также: Почему автомобили подорожали и исчезли из салонов

1 млн грн за одного пострадавшего

Законопроект также предусматривает постепенное увеличение размеров страховых сумм (максимального размера выплат по ОСАГО) до европейского уровня.

Сейчас мы ограничены тем, что по закону повышать страховые суммы можно только в соответствии с показателями инфляции. Хотя по инициативе страховщиков регулятор постоянно увеличивает страховые суммы, нужно в корне менять подход, особенно в части выплат за вред жизни и здоровью.

В первый год после принятия нового закона страховые суммы должны составить:

  • за вред, причиненный жизни и здоровью, — 1 млн грн на одного потерпевшего (5 млн грн на один страховой случай)
  • за вред, причиненный имуществу, — 500 тыс. грн на одного потерпевшего (2,5 млн грн на один страховой случай).

Особенно важно увеличение страховых сумм за вред жизни и здоровью. Действующие страховые суммы значительно ограничивают размер реального возмещения, установленного в соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины.

Средств может не хватить, скажем, в случае смерти или инвалидности кормильца семьи. Представление о масштабе проблемы дает статистика ДТП: ежегодно в Украине в результате аварии травмируется около 32 тыс. человек, погибает — более 3,5 тыс.

Иногда участники ДТП, в которых травмированы люди, даже не обращаются в страховую компанию за возмещением, потому что виновники хотят избежать уголовного наказания, а пострадавшие — не верят, что получат сумму, которая действительно компенсирует расходы на лечение.

Увеличение страховых сумм вместе с декриминализацией нанесения телесных повреждений средней тяжести, причиненных в результате ДТП, может сделать страховую помощь более эффективной.

Также в законе планируется пересмотреть механизм предоставления страховой защиты по ОСАГО для льготных категорий граждан.

Читайте также: Мировое производство автомобилей сократится на 7−9 миллионов единиц. Причина — дефицит чипов

90 дней на страховые выплаты

Меня часто спрашивают, нужно ли в новом законе установить более сжатый срок урегулирования страховых событий. Сейчас он определен как 90 дней с момента, когда потерпевший подал страховщику заявление на выплату и все необходимые документы к ней.

Я считаю, что нам нужно ориентироваться на положения Евродирективы (статья 22), где указывается, что выплата должна быть осуществлена в течение трех месяцев. За превышение этого срока начисляется пеня.

Надо развивать механизмы стимулирования страховщиков, чтобы они сами были заинтересованы выплачивать быстрее.

Хорошим примером является прямое урегулирование: в рамках этой системы срок выплат почти в два раза короче, чем в среднем на рынке, поскольку компании хотят качественно все урегулировать, чтобы их клиент остался с ними.

Я считаю целесообразным обсудить перспективу введения нового закона или обязательного прямого урегулирования, или таких условий работы системы, чтобы она стала привлекательной для каждого страховщика, который работает по ОСАГО.

Читайте также: MotorTrend протестировал новую Tesla Model S Plaid: что не так с машиной

Какие шансы у законопроекта

Мы давно настаиваем на быстрой разработке и принятии нового закона. Уверен, на этот раз цель будет достигнута. НБУ, как регулятор страхового рынка, и профильный Комитет В Р по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики разделяют наш взгляд на социальную значимость реформирования сферы ОСАГО.

Автор:
Генеральный директор Шевченко Владимир
Моторное транспортное страховое бюро Украины (МТСБУ)