По итогам первого полугодия производители уже выпустили на 1,4 млн авто меньше, чем планировалось. Сильнее всего падает европейский автопром — минус почти 429 тысяч авто. В Китае произвели на 365 тысяч машин меньше. Во втором квартале падение ускорилось: всего минус 2,6 млн авто. В Северной Америке спад составил около 867 тысяч, в Европе — большее 743 тысяч, в Китае — порядка 420 тысяч штук.
Причина сбоя у всех производителей одна — дефицит полупроводников и микрочипов. Проблема возникла еще в прошлом году, когда на волне пандемии начали рушиться производственные цепочки. Одновременно произошло перераспределение спроса. IT-компании стали закупать больше микрочипов из-за увеличившихся потребностей в гаджетах и компьютерных технологиях — люди тогда массово переходили на удаленную работу и заново оценили возможности IT-сферы.
Ситуацию усугубили ЧП на нескольких заводах по производству микрочипов в Японии. В частности, были пожары, которые вывели из строя производственные площадки.
На этот раз производители микрочипов сделали ошибку в планировании. Ожидалось, что мировой автопром станет восстанавливаться от коронакризиса медленнее, чем это оказалось на самом деле. Поэтому для автозаводов продукции произвели меньше, чем нужно.
Также по рынку микрочипов ударил дефицит сырья — редкоземельных элементов. Его, в свою очередь, провоцирует бурное развитие зеленых технологий. К примеру, если в авто премиум-класса с двигателем внутреннего сгорания микрочипов примерно на 3 тысячи долларов, то в электрокаре — на 7 тысяч.
Читайте также: Дефицит чипов может угрожать нацбезопасности. Страны начинают выпуск собственных микросхем
Нехватка машин уже ударила по многим крупным авторынкам, в частности, нынешним летом упали продажи в Германии и Франции. И дело вовсе не в нежелании покупателей обновлять автопарки — покупать попросту нечего. Салоны формируют листы ожидания, а поставок машин нужно ждать по несколько месяцев.
Наш авторынок до недавнего времени оставался тихой гаванью. Глава Autoconsulting Олег Омельницкий поясняет это тем, что украинский рынок сравнительно небольшой. «Импортерам удавалось перекрывать дефицит за счет партий, которые они искали на других рынках, в том числе, отказных», — говорит он.
Но с августа ситуация начала меняться. В прошлом месяце продажи новых авто в Украине упали на 14%, и, как говорит Омельницкий, именно из-за дефицита предложения. В сентябре эта тенденция получит дальнейшее развитие.
Еще один неприятный сюрприз для автомобилистов — подорожание машин. «Дефицит уже спровоцировал рост цен на 5%, и это только начало», — отмечает Омельницкий.
«Минфин» разбирался, что происходит на украинском авторынке, как и за сколько сейчас можно купить машину.
Аварийное торможение
По данным Boston Consulting Group, сильнее всего кризис микрочипов ударил по нескольким крупным автоконцернам. В частности, Ford в первом полугодии этого года сократил производство на 700 тысяч авто, Stellantis (Chrysler, Dodge, Fiat, Citroen, Jeep) — на 600 тысяч, Renault-Nissan-Mitsubishi — на более чем 415 тысяч.
В третьем и четвертом квартале этого года мировой автопром уйдет в минус еще на 3−5 млн авто, — прогнозируют в Boston Consulting Group.
Читайте также: Мировое производство автомобилей сократится на 7−9 миллионов единиц. Причина — дефицит чипов
Недавно Daimler остановил производство на заводах в Бремене и Рештатте, также продлен график неполной загрузки мощностей на заводах Германии и Венгрии. В Бремене производятся Mercedes А-класса, в Рештатте — С-класса, поэтому остановка заводов может усугубить дефицит этих моделей, — прогнозируют в Autoconsulting.
Volkswagen сократил производство на ряде заводов в Германии. В сентябре собираются выключить конвейеры на заводе Ренне во Франции, где собирают авто Peugeot и Citroen. Toyota с сентября сокращает производство на 40%, что только за месяц уменьшит выпуск авто этой марки на 360 тысяч штук.
Это лишь отдельные примеры. Но, как говорит Омельницкий, сложности сейчас испытывают практически все автомобильные заводы. «Даже там, где официально производство не останавливают и не сокращают, выпускают лишь „полуфабрикаты“ — модели в полуготовности ставятся на площадки. Но они не готовы для отправки в салоны, так как без микрочипов производитель не может их доукомплектовать», — пояснил эксперт.
По его словам, есть все основания ожидать, что такая ситуация быстро не закончится. «По прогнозам международных аналитиков, ситуация с микрочипами нормализуется не раньше 2023 года. То есть до того времени мир будет ощущать нехватку авто. А вот с 2023 года, наоборот, возможен переизбыток, так как будут сформированы большие стоковые партии», — говорит Омельницкий.
В чем суть проблемы с микрочипами
Микрочипы используются в электронной «начинке» — от систем торможения до навигаторов, мультимедиа и «тревожных кнопок». Первые тревожные звоночки прозвучали еще в прошлом году, когда на них возник высокий спрос со стороны производителей электроники, бытовой техники, медицинского оборудования и др.
Тогда же внезапно дало сбой само производство микрочипов — пожары на заводах в Японии, проблемы на крупных заводах в Тайване и Техасе. Последние были обусловлены перебоями с электричеством, которые в Тайване спровоцировала засуха, а в США — сильные морозы.
Быстро восстановить производство микрочипов не удалось, в том числе, по техническим причинам. Производителям микросхем, чтобы нарастить производство, требуются месяцы — таковы особенности технологии. Поэтому автопром оказался в своего рода «ловушке».
Украина: дефицит ходовых моделей и лист ожидания на 3−4 месяца
В Украине до недавнего времени о кризисе микрочипов и дефиците авто рассуждали лишь теоретически. На нашем рынке особых проблем с поставками авто не было, что позволило салонам наращивать продажи. Скажем, июль для украинского авторынка оказался более чем удачным — продажи выросли на 23%, и это при том, что летом наблюдается традиционный спад спроса. А по итогам 8 месяцев этого года наш рынок вышел в плюс на 27%, — говорит Омельницкий.
По его словам, наш рынок спас тот факт, что он достаточно небольшой. «Для крупных рынков 100 авто — это капля в море, для нас — уже товарная партия. Поэтому импортеры могли оперативно закрывать „дыры“ в поставках, перехватывая авто на других рынках, где были мелкие излишки. Скажем, модели, от которых покупатели отказались», — пояснил Омельницкий.
Но в августе ситуация круто развернулась. Было реализовано порядка 8,4 тысяч новых авто, что на 14,3% меньше, чем в июле. И, по словам Омельницкого, главной причиной стал дефицит предложения. То есть людям попросту нечего было покупать.
Интересно, что сами дилеры комментируют тему нехватки авто достаточно сдержанно. Некоторые говорят, что у них все в порядке, другие намекают на «точечные проблемы» с поставками. Все боятся спугнуть покупателей, которые уже и так массово уходят на рынок «новых б/у» — присматривают 2−3-летние авто.
Как сказал «Минфину» представитель «Ниссан Украина» Владимир Иванов, их компанию проблема дефицита авто пока не затронула. «Машины есть в наличии и проблем с поставками пока не наблюдается. Нашу очередную новинку — Nissan Qashqai, как и планировали, презентуем осенью. Нас спасло то, что компания сформировала большой склад автомобилей», — говорит Иванов.
В пресс-службе «Renault Украина» также отмечают, что мировой кризис микрочипов «не стал для бренда критическим на нашем рынке». В компании уточнили, что все же «могут быть вопросы с поставками точечного характера. Но в целом ситуация под контролем».
Как говорит Омельницкий, проблемы по некоторым моделям уже есть — людям предлагают ждать авто месяц-два, а то и больше. «Можно посмотреть по статистике. Те марки, продажи которых упали больше, чем рынок в целом (то есть боле чем на 14%) — в дефиците», — говорит он.
По данным Autoconsulting, на 20% снизились августовские продажи Toyota, на 31,1% — Skoda, на 27,3% — Hyundai, на 23,7% — Suzuki, на 18,2% — Audi, на 61,3% — Mazda.
В то же время продажи Nissan просели только на 0,23%, KIA — выросли почти на 2%, Peugeot — на 1,5%, Haval — почти на 40%.
Салоны, у которых нет проблем с авто, сейчас перехватывают покупателей у коллег и наращивают продажи.
«Но с осени тех, у кого проблемы будут, станет больше. Возможен дефицит ходовых моделей, а сроки поставок могут растянуться на 3−4 месяца», — прогнозирует Омельницкий.
Читайте также: Рынок электромобилей вырос. Что покупают украинцы
Дорожают новые и б/у
По словам Омельницкого, ажиотаж на мировом авторынке уже спровоцировал рост цен. Машины в среднем подорожали на 5%. Но это — только начало. «Подорожание авто продолжится. Еще в этом году они могут прибавить в цене несколько процентов. Такая ситуация продлится вплоть до 2023 года. После чего возможен выброс на рынок большой партии стоковых авто, и распродажа», — говорит эксперт.
Стоит отметить, что кризис на рынке новых авто и их подорожание уже потянули за собой рост ценников на б/у машины. Причем как в мире, так и в Украине.
«Гонщики», которые занимаются поставками подержанных иномарок из Европы, рассказали нам, что за последние полгода авто там выросли в цене на 7−10%. Причем резко уменьшился выбор машин в хорошем состоянии. «Битков и разного рода неликвида в Германии полно, и цены на него, как и раньше, бросовые. Можно купить машину до тысячи евро. Но вот авто в хорошем состоянии стало намного меньше, их быстро разбирают, а цены выросли», — говорит киевлянин Олег, занимающийся пригоном авто из Германии.
Также подскочили цены на украинском б/у рынке. К примеру, если год назад Mini Cooper 2004 года можно было купить за 5,5 тысяч, то сейчас он уже стоит, минимум, 6 тысяч, — приводит пример гонщик Олег.
Впрочем, на рынке б/у иномарок все равно ажиотаж. Подержанные авто пользуются высоким спросом, в том числе, со стороны покупателей, которые присматривали новую машину, но не смогли найти выбранную модель в салоне, а ждать поставки несколько месяцев не хотят.