►Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»:
главные финансовые новости
Квалификационные требования
В постановлении правления НБУ № 77 от 09 июля 2021 года утверждены ряд квалификационных требований к сотрудникам коллекторских компаний. Они должны:
- иметь достаточный уровень знаний для выполнения требований законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и защите персональных данных;
- не иметь судимости за уголовные правонарушения, неснятой или непогашенной в установленном законодательством Украины порядке.
Коллекторские компании обязаны проверять потенциальных сотрудников на соответствие этим требованиям, получать от кандидата документы, подтверждающие его квалификационные требования, проверять достоверность представленных данных и проводить собеседования или тестирования.
За нарушение прав потребителей коллекторскими компаниями и их сотрудниками, несоответствие сотрудников требованиям НБУ будут налагаться следующие взыскания:
- письменное предостережение с требованием исправить ошибку;
- штраф для коллекторской компании;
- временный запрет коллекторской компании осуществлять свою деятельность;
- исключение сведений о коллекторской компании из реестра коллекторских компаний;
- временная остановка или аннулирование лицензии коллекторской компании.
Читайте также: 14 июля начнут действовать ограничения для коллекторов: кредиторы действуют по принципу «выбить все из всех» до этой даты
Нормы поведения
Теперь общение коллекторов и заемщиков будет проходить цивилизованно и без угроз. Нелегальных («анонимных») коллекторов не будет.
Абсолютно все коллекторские компании до 13 августа 2021 года должны быть внесены в реестр коллекторских компаний.
НБУ обеспечивает свободный круглосуточный бесплатный доступ к информации из реестра коллекторских компаний в интернете, с возможностью просмотра, поиска, копирования и распечатки информации из реестра.
Также финансовые учреждения теперь обязаны информировать заемщиков, с какими коллекторскими компаниями они работают.
Читайте также: Новый сервис поможет должникам общаться с коллекторами в рамках закона
Алгоритм общения
Каждый разговор коллектора с должником теперь будет фиксироваться. Коллектор обязан представиться, сообщить название компании и размер долга с разбивкой по процентам, «телу» кредита и неустойки. Кроме того, по требованию потребителя обязан предоставить подтверждающие документы в течение семи дней. При несоблюдении любого из этих условий должник имеет полное право не общаться с коллектором.
Материалы с фиксацией должны храниться в течение трех лет.
Коллекторам запрещается:
- любая коммуникация с должниками с 20:00 до 09:00 (звонки, сообщения, встречи и другие формы коммуникации);
- шантажировать, угрожать, вредить имуществу или деловой репутации, вводить в заблуждение по поводу процентов и неустойки, звонить заемщику или его родственникам, соседям или коллегам;
- взаимодействовать с должником более двух раз в сутки;
- передавать информацию о долге должника и его личных данных третьим лицам, требовать от родственников и знакомых взять на себя долг;
- скрывать номер телефона или адрес, с которого осуществляется звонок или отправляется сообщение;
- использовать функцию автоматического дозвона должнику.
Если же коллекторы нарушают этот закон, к ним применяются следующие санкции:
- штраф (от 51 тыс. до 102 тыс. грн);
- исключение из реестра коллекторских компаний;
- уголовная ответственность;
- потеря права заниматься коллекторским бизнесом.
Каждый клиент банка может получить всю информацию о взаимодействии с коллекторами и принять правильное решение о необходимости получения кредита и рисков в случае проблем с возвратом денег.