Дискуссия состоялась по инициативе первого профильного youtube-канала о финтехе Ukrainian Fintech Hub, основателем которого является платежный провайдер PSP Platon.
Модератор Лидия Еременко, Head of UFH, подняла актуальные вопросы развития необанков в Украине.
Мировой опыт и украинские необанки
Одним из первых необанков можно считать британский First Direct, который запустил телефонный банкинг в 1989 году. Банк первым применил концепцию работы без филиалов, круглосуточно обслуживая клиентов с помощью колл-центра. К маю 1991 года услугами банка пользовались 100 тыс. клиентов. На сегодняшний день First Direct является подразделением HSBC Bank plc.
«Украина в этом вопросе идет своим путем. Отечественные проекты основной упор делают на кредитовании, западные — на платежи, валютообмен, криптовалюту
«В основе необанкинга, конечно, лежит банковская лицензия, но зачастую это, прежде всего, технологии и реализация того сервиса, который востребован клиентами. Конечно, бум будет, рынок развивается», — отметил гендиректор финтех-группы Bredley Holding Алексей Амитан.
По словам основателя MyCredit Романа Катеринчика, на этом рынке уже довольно жесткая конкуренция — «поляна» уже красная".
Читайте также: "Подводные камни" депозитов в необанках
Поэтому новым проектам нужно искать свое место. Если делать необанк, то обязательно нишевый. Во-первых, важно позиционирование, во-вторых, узнаваемость бренда. «Хайповая история о том, что все туда бегут и я бегу, как правило, плохо заканчивается», — добавляет Роман Катеринчик.
Соглашается с ним и Евгений Лисняк, директор, глава департамента стратегических партнерств, финтеха и совместных проектов в Украине, странах СНГ и Юго-Восточной Европы Visa.
«Я работаю на 17 рынках — от Сербии до Казахстана и Узбекистана — и часто вижу много амбиций, когда создается „необанк ради необанка“. Это полная ерунда. Вот если ты решаешь проблему бизнеса, а потом понимаешь, что сделал необанк, только так это сработает», — говорит он.
Представители микрофинансовых сервисов, платежные провайдеры и банки обсудили вопросы сосуществования необанков и МФО.
Как будут меняться микрофинансовые компании
«Микрокредитная организация взаимодействует с клиентом уже не эпизодически, а регулярно. Эта та самая естественная эволюция, которая должна пройти максимально бесшовно. Очень скоро граница МФО и необанка будет размыта. И компетенций у микрофинансовых компаний хватит, чтобы догнать и обогнать необанки. Я делаю ставку на это», — заявил представитель платежной системы Visa Евгений Лисняк.
Соглашается с ним и директор по маркетингу и развитию бизнеса PSP Platon Гела Слюсарчук: «Когда МФО перерастут все существующие инструменты, которые они могут использовать с помощью банка, они будут вынуждены трансформироваться, чтобы развиваться и получать больше возможностей».
Пример из международной практики: на рынке Казахстана изначально небольшая компания Kaspi завоевала 60% рынка и 75% от общего объема транзакций в стране.
Читайте также: Кому принадлежат и сколько зарабатывают МФО
«Kaspi пошла как раз на поляну микрофинансовых компаний, потому что этот бизнес в Казахстане был не сильно развит. До 2018 года компания не использовала даже приложение, потому что у их клиентов в этом не было потребности. Систему мобильных платежей Apple Pay компания не запустила до сих пор. Но в данном случае Kaspi решала потребности своего клиента и добилась сумасшедшего успеха», — поясняет секрет успеха Евгений Лисняк.
Другой пример — Алиф Банк в Таджикистане, который признан самым прогрессивным цифровым банком Средней Азии по версии журнала Forbes.
«Алиф Банк получил лицензию буквально год назад. До этого действовал в рамках микрофинансовой организации, выстроив вокруг себя целую экосистему: маркетплейсы, электронные кошельки, микрозаймы. Но основатели поняли, что переросли, клиенты просят большего, и начали строить цифровой банк», — поделился Евгений Лисняк.
СЕО Moneyveo Алена Андроникова считает, что менеджменту компании нужно трансформировать себя, прокачивать свои навыки, менять главное видение и развивать команду.
«С точки зрения развития МФО нужно уходить в разные продукты. Подобные компании в Европе и Америке, где мы можем что-то подсмотреть, уходят в более длинные и дешевые кредиты. Этому способствует много факторов — от потребностей клиента до особенностей государственного регулирования», — рассказывает она.
Вопросы возможных путей дальнейшего развития МФО прокомментировал и сооснователь Sportbank Денис Сапрыкин: «Когда финансовая компания идет в сторону банка, она начинает предоставлять клиентам банковские сервисы — открытие счетов и выпуск карт. То есть она становится эмитентом. Сейчас большинство платежных сервисов для финансовых компаний поставляют внешние провайдеры. Но они могут быть реализованы внутри и c совершенно другой себестоимостью. Например, платежные сервисы для выдачи и погашения кредитов».
Читайте также: Олег Гороховский: «Мы блокируем около 20−30 карт в день«
Почему МФО могут отказаться от движения к необанкам
«Запустить необанк и получить какую-то долю на рынке, по моим ощущениям, стоит $5−10 млн. Микрофинансовая компания может стать кем угодно, даже супермаркет может открыть. Вопрос только в том, зачем полностью перестраивать свой бизнес», — размышляет основатель MyCredit Роман Катеринчик.
По его мнению, под капотом микрофинансовых организаций технологий больше, чем у половины банков в мире. «Поэтому мы можем смело называться финтехами. Ведь мы предоставляем финансовые услуги, и все вокруг этого построено», — добавляет он.
Необанкинг — довольно перегретая тема в Украине. «У нас уже есть Monobank, Sportbank, Izibank, Todobank, Obank и такие технологичные банки как Приват. И, по моим данным, еще где-то 4 необанка готовится к выходу на рынок», — уверяет Роман Катеринчик.
Финансовые компании, которые работают с определенным типом клиентов, и необанки — принципиально разные структуры. Если необанки будут у кого-то отбирать клиентов, то, в первую очередь, у классических банков.
«Мы смотрим на необанки, но как на совсем другой бизнес, c совершенно другой бизнес-моделью, продуктами и процессами, а также регуляцией. Подход в маркетинге, экспертиза в кредитных продуктах и ретеншн (насколько хорошо приложение способно удерживать пользователей — ред.) необанков сильно отличается от того, что делаем мы. Поэтому нужно быть реалистами и улучшать собственные сервисы», — резюмировал Роман Катеринчик.
Модератор панельной дискуссии Лидия Еременко, Head of UFH, также подняла вопрос о том, для чего МФО в принципе стоило бы двигаться в сторону трансформации в необанки.
Справка: команда Ukrainian Fintech Hub создает пространство для эксклюзивных интервью, находит важные новости в fintech-индустрии и бизнесе, а также обсуждает их вместе с ключевыми игроками рынка. Менее чем за год существования, канал приобрел популярность и продолжает активно развиваться. В студии UFH уже побывали представители НБУ, а также финтех-компаний, таких как Sportbank, UPC, Moneyveo, Kuna. io, Neobank, MyCredit, Bredley Holding и др.
Аргументы «за» движение в сторону необанкинга
Двигаться в сторону необанкинга МФО может заставить ограниченность возможностей роста в своей нише. Всегда нужно задавать себе вопрос, зачем мы что-то делаем.
«У нас основной фокус в Украине. Здесь несколько лет подряд мы замечаем снижение динамики роста микрокредитования. За несколько лет мы упремся в стеклянный потолок. К тому же, еще регулирование и другие факторы. Поэтому однозначно нужно идти в банковскую аудиторию и завоевывать ее новыми сервисами и продуктами», — утверждает СЕО Moneyveo Алена Андроникова.
По ее словам, это не значит, что компания должна отказаться от привычных форматов. «Трансформация МФО — не значит отказаться от старого, а просто дополнительно делать что-то новое», — резюмирует Алена Андроникова.
Читайте также: Кредит за 60 секунд. Истории успеха необанков
По мнению представителя платежной системы Visa Евгения Лисняка, необанк сейчас не всегда развивается, как основной бизнес, иногда это может быть дополнением.
«Яркий пример — компания Fozzy, которая сделала многофункциональное приложение для клиентов супермаркета „Сильпо“. На данный момент она выдала 2,6 млн карт. Если они запустятся как необанк, я уверен, что просто вылетят на рынок, потому что умеют общаться со своей аудиторией и предлагают понятные преимущества от использования их карты», — пояснил он.
Директор по маркетингу и развитию бизнеса PSP Platon Гела Слюсарчук считает, что МФО, которые становятся необанками, выигрывают у самих необанков по двум причинам. Во-первых, у финансовых компаний уже есть клиенты, которые заинтересованы в их продукте. Во-вторых, основной бизнес — это как раз микрокредит для людей, которые не могут получить займ в том же необанке.
Сооснователь Sportbank Денис Сапрыкин также не видит смысла обсуждать тотальную трансформацию МФО. По его мнению говорить нужно о расширении продуктовой линейки микрофинансовых компаний. Поскольку у МФО с их большой клиентской базой есть клиенты, которые переросли существующие продукты. Для них можно подтягивать классические банковские продукты.
«В среднем клиент с банковской кредитной картой живет 3−3,5 года. То есть можно один раз потратиться на привлечение этого клиента и получить очень длинный кредитный портфель. Поскольку удержать намного проще, чем привлечь», — поделился опытом Денис Сапрыкин.
Для того, чтобы быть в курсе последних новостей в сфере финансовых технологий и бизнеса, а также принимать участие в розыгрышах проекта, подписывайтесь на канал Ukrainian Fintech Hub.