Топ-5 достижений
1. Не стал «накачивать» экономику деньгами
Самым большим опасением рынка год назад было то, что в результате смены руководителя НБУ резко изменится и политика регулятора. Сам Кирилл Шевченко еще за несколько месяцев до назначения одобрительно отзывался о действиях некоторых центробанков мира, которые, реагируя на коронакризис, понизили ключевые ставки вплоть до отрицательных значений. Такие настроения подогревались частью членов правящей партии «Слуга Народа».
Финансовые эксперты предупреждали, что для Украины такой рецепт окажется губительным.
«Мы немного переживали, когда подало в отставку руководство НБУ в середине прошлого года. Переживания были связаны не с конкретными персоналиями, а с заявлениями политиков — депутатов и членов правительства — о необходимости насыщения экономики деньгами, поднятия инфляции до 10−12%, — вспоминал в весеннем разговоре с „Минфином“ Томаш Фиала, глава инвесткомпании Dragon Capital. — Такие лозунги откровенно пугали. Но были назначены люди, понимающие законы макроэкономики, которые не пошли по ложному пути».
«Мы отказались от QE. В случае Украины об этом говорить просто рано», — заявил сам Шевченко в апрельском интервью иностранному изданию Global Capital.
2. Сохранение курсовой стабильности, рекорд по ЗВР
Были также опасения, что в угоду экспортерам новый глава НБУ допустит некоторую девальвацию национальной валюты. Скажем, до уровня в 30 грн/$, о котором уже давно говорят аналитики в своих прогнозах. Тем более, что простора для маневра хватает: в госбюджете-2021 правительство заложило среднегодовой курс 29,10 грн/$.
Однако за последний год курс практически не изменился, сохранившись в районе 27,2 грн/$.
Самой слабой гривна была в начале ноября прошлого года — 28,6 грн/$, больше всего укрепилась — 26,93 грн/$ — в середине июня года текущего.
Более того, на начало 2021 г. золотовалютные резервы (ЗВР) НБУ превысили $29 млрд, что стало рекордом за последние 8 лет.
Впрочем, несмотря на рост активов, обеспечивающих Нацбанку львиную долю заработка, регулятор стал меньше делиться прибылью с госбюджетом.
Читайте также: Почему НБУ стал меньше платить в госказну
3. Сокращение портфеля проблемных кредитов в банках (NPL)
За год пребывания Кирилла Шевченко в Нацбанке проблемная задолженность сократилась по всем группам банков на 7−10 п.п. И это несмотря на коронакризис.
Наибольший прогресс продемонстрировали банки с иностранным капиталом, сократив «проблемку» с 35 до 25%.
Наименьший — у банков с отечественными собственниками, которые сократили NPL с 19 до 12%. Но у них и масштаб проблем был меньше.
Наибольшая доля плохих кредитов — у госбанков. Даже после сокращения за последний год на 8 п.п. проблемка составляет порядка 55%.
4. Рост кредитования экономики и активизация ипотеки
На начало июля 2020 г. портфель рабочих (непроблемных) кредитов корпоративному сектору составлял менее 400 млрд грн. Тогда как на конец июня текущего года достиг почти 450 млрд грн.
Если процентные ставки и снизились, то совсем незначительно — максимум на 1−1,5 п.п.
Читайте также: В апреле банки активизировали кредитование экономики
За первые пять месяцев 2021 года украинские банки выдали 3 651 ипотечный кредит на общую сумму 2,8 млрд грн. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, количество новых договоров выросло в 2,5 раза, а в денежном измерении — в три раза. Впрочем, следует учитывать низкую базу сравнения.
Кирилл Шевченко, который в свое время возглавлял Государственное ипотечное учреждение (ГИУ), ещё до своего назначения в НБУ ратовал за развитие ипотеки на первичном рынке для стимулирования строительства, а вместе с ним и всей экономики.
Пока что драйвером рынка являются кредиты на покупку жилья на вторичном рынке недвижимости: их доля в мае составила 89% от количества и 87% от объема всех выданных ипотечных кредитов.
5. Очищение небанковского рынка
Так уж совпало, что с начала июля прошлого года Нацбанк стал регулятором и для небанковских финансовых компаний.
Подготовку к этому процессу вела старая команда. Однако к реализации намерений предшественников приступила уже новая.
Основной тренд переходного периода — сокращение количества небанковских игроков, многие из которых добровольно сдают лицензии.
За год количество небанковских финансовых учреждений сократилось на 103.
В частности, за последние 11 месяцев на рынке стало меньше страховых компаний на 24. Также закрылось более 20 кредитных союзов. По состоянию на 1 июля осталось 1 872 компании: 181 СК, 308 кредитных союзов, 958 финкомпаний, 287 ломбардов и 138 лизингодателей.
И это только начало. На рынке ещё предостаточно «спящих» операторов, и нарушителей нормативов, которые дают потенциал дальнейшей очистки рынка.
Нацбанк время от времени заявляет о мерах воздействия по отношению к небанкам. В частности, за нераскрытие реальных собственников наказание грозит 20% небанковских компаний.
Глава НБУ Кирилл Шевченко — самый богатый топ-чиновник
Читайте также: Сколько зарабатывают, где и в чем хранят сбережения топ-чиновники НБУ
Топ-5 провалов
1. Скандалы и отток кадров
Вскоре после назначения Кирилла Шевченко Нацбанк покинула большая часть членов правления и значительная часть менеджмента среднего звена.
Однако в правлении сформировалась внутренняя оппозиция в лице Катерины Рожковой и Дмитрия Сологуба. Последний покинул НБУ буквально на днях по причине окончания срока полномочий. Екатерина Викторовна намерена оставаться в правлении минимум 4 года.
Накануне первой годовщины назначения Шевченко главой НБУ на Институтской вспыхнул новый кадровый скандал. В конце июня о своем уходе из НБУ заявил весь руководящий состав департамента лицензирования, включая его главу Александра Бевза. А буквально на следующий день посыпались новые отставки. В течение недели о намерении покинуть Нацбанк заявило почти полтора десятка членов старой команды. Причина — «централизация принятия решений в одних руках и замена коллегиальности директивным принятием решений».
«Это грозит откатом реформ в банковской сфере и регулировании небанковского сектора», — написал Александр Бевз в фейсбуке.
Читайте также: Кто и зачем организовал флешмоб «уволься из НБУ»
Но к середине июля скандал начал терять остроту. На прошлой неделе вместо Дмитрия Сологуба монетарным зампредом был назначен Сергей Николайчук. Это назначение позволило сгладить последствия «бунта».
Сергей Николайчук работал в НБУ в 2004—2019 гг., пройдя путь от экономиста до директора департамента монетарной политики и экономического анализа из вертикали Дмитрия Сологуба в команде реформаторов.
Затем Сергей Николайчук перешел в Минэкономики на должность заместителя министра. Последний год он работал главой департамента макроэкономических исследований в инвесткомпании ICU, совладелицей которой ранее была Валерия Гонтарева, экс-глава Нацбанка.
Такое назначение публично поприветствовали даже оппозиционеры.
К тому же, как выяснилось на днях, бунтари отнюдь не торопятся съезжать с Институтской. Согласно сообщению пресс-службы Нацбанка, восемь из девяти руководителей Департамента лицензирования НБУ, которые объявили о своей отставке 30 июня, попросили Кирилла Шевченко перенести дату увольнения на 1 сентября.
Говорят, что в НБУ останется и Александр Бевз.
2. Разгул инфляции
Чтобы ощутить, как растут цены в последнее время, не нужно быть финансистом. Впервые за три года инфляция в Украине приблизилась к двухзначному значению в 10%. Один из основных драйверов роста цен — удорожание продуктов питания во всем мире, что не является так называемым монетарным фактором.
Но так или иначе, с 2015 года Нацбанк перешел к политике таргетирования инфляции, и теперь несет ответственность за её показатели.
В борьбе с инфляцией НБУ вынужден был уже дважды в этом году повысить учетную ставку. В итоге она выросла с 6 до 7,5%. В июне он был близок к тому, чтобы повысить ее третий раз, но не решился. Регулятор заверил, что готов на такой шаг в будущем, при наличии соответствующих предпосылок.
Вернуть инфляцию к целевому показателю в 5% НБУ планирует только в 2022 году.
3. Отсутствие денег от МВФ
При Кирилле Шевченко Украина ещё не получила ни цента от МВФ. Последний транш кредита Фонда был предоставлен более года назад — в июне 2020 г. Такого длительного перерыва не вспомнишь за последние кризисные годы. Кстати, за неполученные транши по итогам 2020 г. Украине пришлось заплатить МВФ специальную комиссию в $4 млн.
В Нацбанке регулярно рапортуют о выполнение условий МВФ и уверяют, что задержка траншей не связана с регулятором. Скорее всего, это так. Но факт остается фактом, причем весьма неприятным.
Читайте также: МВФ остается на паузе: как Украина будет платить по долгам и закрывать бюджет
4. Схема «ОВГЗ за рефинанс»
Когда Кирилл Шевченко пришел в Нацбанк, портфель работающих кредитов населению и бизнесу на 50 млрд грн превышал вложения банков в ОВГЗ.
Но этот разрыв быстро сокращался. В результате, на начало текущего года портфель гособлигаций уже превышал объем кредитов на 25 млрд грн.
Часть гособлигаций банки приобретали за полученное от НБУ дешевое рефинансирование. Банки, особенно некоторые, неплохо заработали на государственных деньгах.
Весной глава НБУ сам заговорил о «эффекте вытеснения» кредитования государственными заимствованиями. Максимальный «потолок» портфеля ОВГЗ в банковской системе в 35% от депозитов был нарушен и составляет 39,6%. «Мы встали на скользкий путь фискального вытеснения», — констатировал чиновник.
Примерно в это же время произошел разворот: портфель кредитов снова превысил вложения в ОВГЗ. К июню 2021 года разрыв составил все те же 50 млрд грн.
Тем временем, Нацбанк заявил о сворачивании программы рефинансирования, выдав в мае «на посошок» Укрэксимбанку ещё 14 млрд грн и удвоив его долг перед НБУ. Таким образом, общая задолженность банков перед регулятором превысила 88 млрд грн. Тогда как на 1 августа прошлого года была менее 13 млрд грн.
Читайте также: Госбанки сократили портфели ОВГЗ. Кто продавал больше всего
5. (Не) отмена депозитного налога
Одной из первых публичных инициатив Кирилла Шевченко в должности была отмена налога с дохода по банковским депозитам в размере 18%. На военный сбор в 1,5% он замахиваться не стал.
В своих заявлениях главный банкир отмечал, что сейчас, когда депозитные ставки низкие, для вкладчиков это был бы хороший дополнительный стимул открывать срочные вклады.
То, что бюджет недополучит порядка 4 млрд грн, главный банкир посчитал приемлемой жертвой. Идея достаточно популистская: какой вкладчик будет против? Но за это время для реализации инициативы практически не было сделано ничего.
Во всяком случае, соответствующий законопроект в парламенте так и не появился.