Центробанки мира и эксперты задались вопросом о функции единых эмиссионных центров. Этот аспект и необходимость модернизации денежного обращения поставили вопрос о подготовке эмиссии цифровых валют центробанков — CBDC.
Об этом «Минфину» рассказал Владимир Корнеев, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом финансовой политики в Государственном научно-исследовательском институте информатизации и моделирования экономики.
Что такое CBDC
CBDC (в англ. транскрипции «CBDC — Central Bank Digital Currency») — цифровой аналог государственной валюты, сочетающий возможности фиатных и электронных денег и являющийся законным платежным инструментом. Так, вместо национальных валют в формате CBDC можно будет выпустить их электронные версии, например, е-гривня, е-доллар и др.
В отличие от децентрализованных частных криптовалют, ожидаемая эмиссия CBDC централизована и администрируется национальными/региональными центробанками. Вследствие этого CBDC обладают системными характеристиками национальных денежных единиц, которые не могут иметь децентрализованные финансовые инструменты.
Сейчас процессы подготовки запуска CBDC во многих странах мира активно изучаются и тестируются. По данным BIS (Банк международных расчетов), 86% центробанков мира активно исследуют потенциал CBDC, 60% экспериментируют с технологией, а 14% уже внедряют пилотные проекты запуска цифровых валют.
То, что делают центробанки государств для изучения и внедрения цифровых национальных валют — это позитив, — и не только регуляторный, но и более широко — институциональный, последствия которого будут вскоре ощутимыми для всех причастных сторон.
Читайте также: Биткоин впервые станет платежным средством наравне с долларом. Что это значит
Зачем нужны CBDC
Причины необходимости подготовки и запуска CBDC:
- Ответ на вызовы цифровых преобразований и изменение «фона» бизнес-среды, когда запросы и операционные возможности рынка требуют адекватных действий регулятора;
- Повышение безопасности и надежности платежей в условиях угрозы киберпреступности — CBDC, как централизованная и законная е-валюта вследствие системной своей природы, обладает такими возможностями;
- Реализация экономической политики (денежно-кредитной и бюджетной) расширенным спектром инструментальных возможностей; вследствие этой и предыдущей причины — повышается финансовая стабильность;
- Улучшение адресности и прозрачности трансграничных платежей, уменьшение трансакционных издержек — когда затраты на пересылку денег минимизируются;
- Попытка ограничить конкурентные и малорегулируемые возможности небанковских платежных систем, — например, Alipay и WeChat Pay при взаиморасчетах в секторе домохозяйств;
- Снижение барьеров доступа к финансовым услугам вследствие строгой персонализации управления цифровым сервисом и снижения рисков платежных систем.
В BIS утверждают: интерес к CBDC вырос в ответ на изменения в платежах, финансах и технологиях, а также на сбои, вызванные Covid-19.
За оценками Европейского центробанка (ЕЦБ), общественность и профессионалы больше всего ожидают от государственной цифровой валюты обеспечения конфиденциальности (43%), за ней следует безопасность (18%) и возможность платить в зоне евро (11%), отсутствие дополнительных затрат (9%) и удобство работы в автономном режиме (8%).
Читайте также: Что будет с долларом, когда появится его цифровой аналог
Отличия CBDC от частных криптовалют: обзор и комментарий позиции BIS
CBDC — централизованная е-форма национальной денежной единицы страны, выпуск и обращение которой обеспечивает единый эмитент и регулятор в рамках проводимой им денежно-кредитной политики. CBDC обладают всеми функциями денег. Роль центробанка и других посредников балансируется на рынке, где центробанк обеспечивает регулирование и надзор за работой финпосредников и финсервисов в части платежных систем.
В отличие от CBDC, частные криптоактивы всегда децентрализованы, у них большие риски волатильности цены на рынке. У частных криптоактивов есть цена, но нет стоимости, это чисто спекулятивный инструмент. Рынки криптоактивов — это, фактически, рынки инсайдеров, постоянные «рынки лимонов».
Также важен фактор гарантии надежности и гибкости платежей, которые могут быть основаны или на централизованной базе данных, или на технологии распределенного реестра (DLT) с ограниченным доступом. Центробанки, в отличие от эмитентов частных криптовалют, не могут экспериментировать с открытой DLT (где не требуется разрешения на доступ к инфраструктуре), которая, например, используется для биткоина и других частных криптовалют.
Помимо этого, отличается и информационная открытость о собственниках CBDC и частных криптоактивов. В последнем случае анонимность является важной особенностью и конкурентным преимуществом владения. В случае CBDC полная анонимность практически невозможна.
Владельцы частных криптовалют не стремятся и практически не могут быть идентифицированы. В случае CBDC наличие счетов (учетных записей) в центробанке идентифицирует их владельцев. В ЕЦБ считают, что «если центральный банк будет участвовать в цифровых платежах, конфиденциальность будет лучше защищена», т.к. в госструктурах «нет стремления к максимизации прибыли, нет коммерческих интересов в хранении, управлении или монетизации данных пользователей цифровых платежных средств».
Читайте также: Что будет, когда заработает спутниковый интернет Маска
Явно различие между счетами в центробанке (CBDC) и токенами в свободном обращении (частные криптовалюты) в требованиях к их идентификации: в системе на основе счетов проверяется клиент, в системе на основе токенов проверяется сам токен.
Помимо этого, частные криптовалюты априори не имеют границ обращения, они изначально трансграничны. CBDC же планируют первоначально использовать на внутреннем рынке эмитента, характеристики их трансграничности сравнительно ограничены и только тестируются.
Современная архитектура мира денег определяется как институциональной ролью центробанков вместе с независимыми рыночными контракторами, так и наличием необходимых инструментов финансирования. Где государственные и частные криптовалюты определяют перспективные возможности рыночного волеизъявления.