Цены на украинских АСЗ растут уже несколько месяцев кряду. Предыдущие попытки их сдержать не увенчались успехом. Напомним: в апреле Нефтегазовая ассоциация (в нее входит 14 крупных оптовых, розничных и перерабатывающих предприятий) подписала с Минэкономики меморандум.
Читайте также: В Украине возможны изменения в размере налогов — Шмыгаль
В нем продавцы топлива обязались формировать ценники «на условиях свободной конкуренции и с учетом конъюнктуры на мировых рынках» (по данным наших источников — не выше 30 гривен за литр бензина А-95). В свою очередь, Минэкономики пообещало бороться с «серыми» АЗС, которые сегодня контролируют порядка 50% всего рынка.
Цены на топливо в мае: плюс 15−20 коп каждую неделю
По данным консалтингового агентства «А-95», только с 7 по 11 мая бензин и дизель подорожали на 10−50 копеек.
Средний ценник на бензин марки А-95 по стране составил 29,1 гривну, а на дизель — 28,29 гривен, что укладывается в условия меморандума заправщиков с Минэкономики.
Но в некоторых сетях планка в 30 гривен за литр уже превышена. Скажем, на KLO А-95 продается по 30,39 гривен, на Shell — по 30,14 гривен, на Socar — 31,98, в сети «Параллель» — по 30,8, «Нефтек» — по 31,39 гривен.
Заправщики поясняют майскую наценку ростом цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке. С начала апреля нефтяные котировки взлетели с $62 до порядка $70 за баррель. Нефтепродукты на европейском рынке (откуда в Украину поставляется много бензина) за это же время подорожали на 7−12%.
Дорожают также нефтепродукты в украинском опте. Ценники на дизель за последний месяц выросли на 10% (до 24.02 гривен за литр), на бензин — на 8% (до 26,56 гривен за литр А-92 и до 27,42 гривен на А-95).
При этом розничные цены все это время росли не так сильно, как оптовые, поэтому АЗС могут и дальше их повышать. Дополнительным толчком для роста ценников может стать и дальнейшее повышение мировых котировок на нефть.
Читайте также: Что стоит за высокими показателями роста экономики в апреле
«Нефть прыгала до 70 долларов за баррель. Поэтому рост цен будет продолжаться — в мае еще плюс 1,2 гривен на литре», — говорит Сергей Куюн. Руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев прогнозирует, что каждую неделю до конца мая и бензин, и дизель на АЗС будут дорожать в среднем на 15−20 копеек.
«Если же доллар не удержат, и он пойдет в рост, то мы увидим дополнительный рост цен на табло», — добавил Александр Мельничук.
Декларирование цен не поможет
Меморандум с Минэкономики сработал лишь на короткое время и уже с мая некоторые заправки вышли за пределы обещанных 30 гривен за литр бензина А-95. В ближайшее время число таких «отказников» от договоренностей с МЭРТ будет только расти.
Власти тоже не спешат выполнять взятые на себя обязательства — закрывать «серые» заправки.
«Отчет силовиков по мартовскому поручению премьера о борьбе с тенью на рынке нефтепродуктов был намечен на 15 апреля, но не состоялся по сей день. Да и никто особо не ждет от этого отчета каких-либо сенсаций, ведь всем и так видно — крупнейшие мини-НПЗ работают», — говорит руководитель агентства «А-95» Сергей Куюн.
Даже без отчета силовиков по борьбе с нелегальными АЗС понятно, что успехи, мягко говоря, скромные: «бочки», как, и ранее, работают, разве что их стало немного меньше. Но кардинально проблему «серого» бензина это все равно не решает.
По данным Сергея Куюна, на сегодняшний день более 20% рынка бензина — в тени, то есть, он выпускается на мини-НПЗ без уплаты акциза.
«По самым минимальным оценкам около 3 млн тонн бензина, дизеля и автогаза идет мимо кассы на АЗС. Из-за этого в 2021 году потери казны на акцизах и НДС составят более 22 млрд гривен. Что это значит для рынка? Кто закупает топливо с мини-НПЗ, не платит акциз, тот имеет возможность держать цены на колонке ниже себестоимости легального топлива. Как показывает наш ценовой мониторинг, таких станций — около 50% рынка.
Разумеется, продажи также перетекают в «тень», забирая у «белых» игроков выручку при неизменности затрат. Что вынуждены делать те, кто работает легально? — Повышать торговую наценку, чтобы на меньшем количестве проданных литров покрывать прежний объем затрат. При этом характерно, что вопросы у Кабмина исключительно к «белым» игрокам, а не тем, кто залазит в казну", — поясняет Куюн.
Бороться с нелегалами решили сами заправщики. Нефтегазовая ассоциация запустила рекламную кампанию, призывая водителей не покупать «серое» топливо. Но сработает ли этот призыв, если есть возможность сэкономить несколько гривен на литре — большой вопрос.
Власти же, похоже, решили использовать последний аргумент — ввели декларирование цен на бензин.
Кабмин еще в конце апреля утвердил постановление № 450, согласно которому об изменении розничной цены на нефтепродукты более чем на 1% АЗС должны предупреждать за 20 дней — с экономическим обоснованием надбавки.
Чтобы реализовать механизм ценового декларирования, нефтепродукты внесли в список социально значимых товаров. В нем также числятся гречка, макароны, молоко, хлеб, яйца, курятина, минеральная вода, сливочное масло. Этот перечень появился в прошлом году, когда правительство взялось за ценники в продуктовых магазинах.
Но в случае с едой рост цен все равно не удалось остановить. Скажем, яйца за последний год подорожали почти вдвое, хлеб — на 17%, гречка — более чем на треть
Так что вряд ли декларирование сработает и в случае с автомобильным топливом.
Просто заправки станут декларировать повышение цен «с запасом»: «будут отсылать уведомления о повышении на 10 гривен за литр через каждые 20 дней», — говорит Куюн.
Тем более, что обоснование новых ценников сети могут предоставить. Они еще не выбрали резерв для подорожания за прошлые месяцы. Скажем, если мировые цены на нефтепродукты за февраль-март этого года выросли на 5,1−5,6 гривен, то на отечественных АЗС — только на 4,4 гривны. То есть, в «запасе» у сетей есть еще, как минимум, гривна надбавки к ценнику.
Будет ли дефицит дизеля и автогаза
Весь апрель нефтерынок жил страшилками о возможном дефиците дизеля и автогаза. Сокращение поставок ожидали в мае. Дефицит могли спровоцировать перебои с импортом российского ресурса «Роснефти» (поставщик которого — Proton Energy — отказался от работы на украинском рынке после того, как силовики зачистили близкие к нему заправки) и остановка на плановые ремонты белорусских НПЗ.
«Ростанефть» закрывала порядка 25% потребностей нашего рынка в дизеле и автогазе. Поэтому без этого ресурса нам грозит немалая «дыра», которую непонятно чем закрыть", — поясняет директор по маркетингу и развитию сети «БРСМ Нафта» Александр Мельничук.
«В апреле четко просматривался прогнозный дефицит в мае. Кроме выпадения с рынка 35 тысяч тонн объемов „Роснефти“, на 20−23 тысяч тонн планировали сократить поставки белорусские производители и российский „Лукойл“. Реализация такого сценария могла бы создать заметное ресурсное напряжение и рост цен, поскольку заместить такой объем было бы проблематично», — пояснили в «А-95».
Но эти риски не оправдались. По крайней мере, по газу.
По данным «А-95», импортные поставки в мае могут составить около 120 тысяч тонн, а общий баланс рынка — более 170 тысяч тонн, чего хватит для обеспечения спроса.
Ранее планировалось, что Мозырский НПЗ сократит поставки в мае с 9−10 тысяч до 2 тысяч тонн из-за ремонта. Но завод перенес ремонт, и поставки в мае сохранятся на прежнем уровне.
Также планировал сократить поставки Речицкий ГПЗ. Но в итоге предприятие готовится отгрузить не только 100% TERM-контрактов, но и несколько тысяч тонн спотового объема.
В мае появились и предложения ресурса «Роснефти» от компании SOCAR (ожидается до 10−12 тысяч тонн).
Поэтому автогаз, хоть и дорожает, но не так значительно, как мог бы, в случае дефицита. С 30 апреля по 7 мая цена на опте выросла на 100 гривен за тонну (до 24 290 гривен). В рознице за это время сжиженный газ подорожал на копейку — до 15,71 гривен за литр. На фоне роста цен на бензин и дизель это прошло фактически незаметно.
При этом, готовясь к возможному майскому дефициту, трейдеры запаслись газом, поставленным морем (из Азербайджана, Турции и др). Поэтому сейчас на рынке даже есть переизбыток ресурса. Что давит на цены.
Скажем, 11 мая некоторые трейдеры продавали на мелком опте газ по 23,4−24,2 гривен за тонну, что немного дешевле, чем в начале мая. Так что вполне возможно, что на автогаз до конца мая даже будут скидки.
Что же касается дизеля, то тут ситуация более сложная. «Нужно поставить из альтернативных источников (кроме Беларуси и РФ) около 250 тысяч тонн. Ранее рекорд таких поставок был 150 тысяч тонн. 250 тысяч тонн — это 40% рынка, поэтому рост цен может быть серьезным», — отметил Сергей Куюн.
Правда, как говорит Мельничук, запасы дизеля на нашем рынке активно пополняются, в частности, заходят морские партии через Николаев и Херсон. Так что, по его мнению, дефицита удастся избежать.
«Но вот раскрутить цены на почве страшилок о дефиците продавцы вполне могут», — подытожил Рябцев.