Проекты законов касаются изменений в Налоговый кодекс Украины (законопроект 5153), а также другие законы: Бюджетный кодекс Украины (законопроект 5154), Закон Украины «О валюте и валютных операциях» (законопроект 5155), Уголовный Кодекс Украины, Уголовно-процессуальный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях (законопроект 5156).
Вскоре после регистрации указанных законопроектов, в Раде были также зарегистрированы три альтернативных законопроекта: 5153−1, 5153−2 и 5153−3
Читайте также: Налоговая амнистия: сдаваться или нет
Принятия этих законопроектов налогоплательщики ждут в том числе как легальную альтернативу т.н. «безналоговой ликвидации» контролируемых иностранных компаний/КИК (которая, напомним, сегодня законодательно «активирована» для владельцев или контролеров иностранных компаний), ведь среди активов, которые попадут под амнистию, также будут корпоративные права/акции КИК.
Кто может воспользоваться налоговой амнистией
Субъектами декларирования могут быть:
физические лица — резиденты, в том числе самозанятые лица,
физические лица, не являющиеся резидентами Украины, но которые были резидентами на момент получения объектов декларирования или на момент начисления (получения) доходов.
Какие активы подлежат декларированию
Законопроекты устанавливают следующие объекты декларирования: активы физического лица, находящиеся на территории Украины и/или за ее пределами, если такие активы были получены (приобретены) таким физическим лицом за счет доходов, подлежащих в момент их начисления (получения) налогообложению в Украине и с которых не были уплачены налоги и сборы, и/или которые не были задекларированы в нарушение налогового и валютного законодательства в течение любого из налоговых периодов, имевших место до 1 января 2021 года.
В частности, но не исключительно, такими активами могут быть:
• валютные ценности и иностранная валюта (кроме средств в наличной форме) и права денежного требования;
• недвижимое имущество и некоторые объекты незавершенного строительства.
• движимое имущество,
• доли (паи) в имуществе юридических лиц или в учреждениях без статуса юридического лица, корпоративные права, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности;
• ценные бумаги и/или финансовые инструменты, определенные законом;
• права на получение дивидендов, процентов или другой аналогичной имущественной выгоды, не связанные с правом собственности на ценные бумаги, доли (паи) в имуществе юридических лиц и/или учреждениях без статуса юридического лица.
Каким будет порядок декларирования
Декларирование предусмотрено в рамках добровольной подачи в орган ГНС одноразовой (специальной) добровольной декларации,
В какие сроки возможно декларировать и за какие налоговые периоды?
Для декларирования в рамках налоговой амнистии законопроектами установлен срок с 1 июля 2021 года до 1 июля 2022 (до 1 июля 2023 года по законопроекту 5153−3).
Декларированию подлежат активы, полученные в течение любого из налоговых периодов, имевших место до 1 января 2021 года.
Является ли амнистия безналоговой
Налоговая амнистия не безналоговая, и предусматривает уплату специального сбора (отличного от НДФЛ и военного сбора) по ставкам в зависимости от вида актива, который декларируется:
Тип активов Законопроект | № 5153 | № 5153−1 | № 5153−2 | № 5153−3 | |
в случае уплаты сбора сразу после подачи декларации | в случае рассрочки уплаты на 3 года | ||||
Валютные ценности, рзазмещенные на счетах в банках в Украине, право денежного требования к резидентам Украины, другие активы, розмещенные в Украине (кроме гособлигаций Украины) | 5% | 3% | 5% | 5% | 6% |
Валютные ценности, размещенные за границей, права гденежного требования к нерезидентам Украины, другие активы, размещенные за границей (кроме гособлигаций Украины) | 9% | 5% | 5% | 9% | 11,5% |
Номинальная стоимость гособлигаций Украины со сроком обращения от 365 дней и больше без права досрочного погашения, приобретенных декларантом в период с 1 января 2021 г до 20 июня 2022 г (по законопроекту 5153−2: з 1 июля 2021 г до 1 июля 2022 г, по законопроекту 5153: з 1 января 2022 г до 20 июня 2023 г)* до подачи одноразовой (специальной) добровольной декларации. | 2,5% | 2,5% | 2,5% | 2,5% | 3% |
* то есть, декларантам разрешается направить активы, которые он мог бы задекларировать и обложить более высокими ставками сбора, на приобретение государственных облигаций Украины с соответствующим их декларированием по сниженной ставке 2,5% (3% по законопроекту 5153−3 в случае рассрочки оплаты сбора).
Читайте также: Фискалы нацелились на заграничные счета и бизнес украинцев
В случае установления нарушения декларантом некоторых требований по условиям размещения валютных ценностей в банковских и/или в других финансовых учреждениях, отсутствия соответствующего документа, подтверждающего право требования, задекларированные активы будут подлежать налогообложению по ставке 18%.
Что не разрешается задекларировать в рамках налоговой амнистии
Не могут быть объектом декларирования следующие активы:
• активы, полученные в результате уголовных правонарушений, за исключением тех, которые были получены от уклонения от уплаты налогов/сборов или нарушений валютного законодательства;
• активы лиц, в отношении которых открыто судебное производство по статьям 209, 258−5, 306, ч. 1−2 ст. 368−4, ст. 369 и 369−2 Уголовного Кодекса Украины;
• активы лиц, в отношении которых начато досудебное расследование или судебное производство в отношении такого актива по признакам уголовных преступлений, предусмотренных статьями 212, 212−1, статьей 366 (по составлению, выдаче, внесению заведомо ложных сведений, другой подделке документов налоговой и/или финансовой отчетности, таможенных деклараций, налоговых накладных, первичных документов, другой отчетности по налогам, сборам, обязательным платежам), статьей 367 Уголовного кодекса Украины;
• наличные средства в национальной и иностранной валюте. Для декларирования необходимо внести их на счет в банке или финансовом учреждении.
База налогообложения специальным сбором
Базой налогообложения специальным сбором являются:
• в отношении валютных ценностей, прав денежного требования:
— денежная стоимость объекта декларирования или номинальная стоимость денежного требования, в том числе по займам, предоставленным третьим лицам (в случае, если такая денежная стоимость определена в иностранной валюте, пересчет в гривне осуществляется по официальному курсу национальной валюты к соответствующему виду валютных ценностей, определенном НБУ на дату подачи одноразовой (специальной) добровольной декларации;
• по другим перечисленным активам — в частности, но не исключительно:
— расходы декларанта на приобретение (получение) объекта декларирования;
— стоимость, которая определяется на основании оценки имущества и имущественных прав, финансовых инструментов, других активов.
Какие активы не требуют декларирования
Согласно законопроектам не требуют декларирования и считается, что налоги в полной мере были уплачены физическими лицами из следующих активов:
• активы, стоимостью до 400 тыс. грн (по законопроекту № 5153−2 — до 1 млн грн), кроме тех, о которых говорится ниже,
• недвижимость или имущественные права на нее (квартира площадью до 120 кв. м.; жилой дом площадью до 240 кв. м. или незавершенное строительство, при условии права собственности на земельный участок на момент окончания срока декларирования);
• нежилая недвижимость (в том числе незавершенная) некоммерческого назначения до 60 кв. м .;
• земельные участки в пределах нормативов бесплатной приватизации;
• одно транспортное средство, которое есть в реестре ТС (по некоторым исключениям).
Что еще важно знать
Лица, которые не воспользовались правом задекларировать активы по этому законопроекту, считаются такими, которые уведомили контролирующий орган об отсутствии в собственности по состоянию на дату завершения периода проведения однократного (специального) добровольного декларирования, активов, полученных (приобретенных) за счет доходов, с которых не уплачены или уплачены не в полном объеме налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством на момент начисления (получения) таких доходов, или состав и объем таких активов находится в пределах, которые не требуют декларирования.
Этот вывод составлен на базе текстов законопроектов к первому чтению, возможны изменения на этапах их дальнейшего рассмотрения.