Позиция ритейла

Представители крупных торговых сетей активно лоббируют и продвигают законопроект.

Основные тезисы, которые они используют, вчера вечером изложил в своем посте владелец компании ROZETKA, сильно уважаемый мной Владислав Чечеткин.

  • В Европе этот тариф отрегулирован и законодательно ограничен. Примем закон и станем «ближе к ЕС»
  • Если закон будет принят, мы предложим лучшую цену
  • Банки зажрались и берут драконовские тарифы
  • Если для большого бизнеса это тяжело, то для малого или начинающего предпринимателя — это вообще непосильная ноша.
  • Закон будет способствовать развитию «кешлесс», так как сегодня «обслуживание наличного оборота стоит в разы дешевле»
  • Помогите!!!

Читайте также: Рынок платежей будет регулироваться по-новому — НБУ

А какой он, европейский опыт

С такими аргументами, конечно, можно не то, что тариф отрегулировать, можно вообще закрыть все банки к чертовой бабушке.

Но вот, что я вам скажу, и очень надеюсь, что это прочтут уважаемые законодатели.
Сегодня есть чуть ли не единственная отрасль в стране, которой Украина может действительно гордиться и которая считается одной из самых технологически развитых в мире — это развитие карточных технологий, технологий платежей и карточная инфраструктура.

Европе давно уже нечем похвастать в этом направлении. Карты там все платные, в каждом терминале тебе норовят предложить конвертацию и если ты зазеваешься и ошибешься с выбором, заплатишь дополнительно 5−10%. В некоторых странах ты не можешь оплатить не то что с использованием смартфона, но и не поддерживается чип и платишь как в 1995 году магнитной полосой. Регуляция, которая ввела это ограничение, считается вредной и провальной. За нее с лихвой заплатили клиенты европейских банков.

Снизились ли после нее цены в Европе? Конечно, нет.

Здесь есть большая несправедливость и очень серьезное противоречие. Этот тариф торговцы хотят опустить на 1−1,5%, что составляет примерно 60% от действующих тарифов. 60%! При этом снижение их затратной части составит, в зависимости от наценки, около 2−2,5%.

Удивительная история — забрать у кого-то 60% его дохода, чтобы сэкономить себе 2%.
Стопроцентный «win-win».

Читайте также: Украина уже в шаге от европейских стандартов регулирования рынка платежей — Кирилл Шевченко

Нет тарифа — нет кешбеков и бесплатных карт

Карточная инфраструктура не прилетела к нам на голубом вертолёте и не появилась в стране по решению Верховной Рады или правительства, это многолетняя, кропотливая работа, которая потребовала сотни миллионов долларов инвестиций, титанических усилий всех участников рынка и тысячи часов ИТ-разработок.

Сегодня все, что касается карт и платежей для клиентов банков, ничего не стоит. Банки бесплатно раздают карты, конкурируют друг с другом программами лояльности и борются за внимание клиентов.

Этот тариф, который пытаются «отжать» — топливо всего карточного и платежного бизнеса в стране. Более половины его достается клиентам в виде всякого рода кешбеков и бонусов, им оплачивается стоимость пластика и логистики карт, им банки покрывают затраты на фрод.

Эта история не про прибыль, а про то, чтобы у всех клиентов появился инструмент, с помощью которого можно будет быстро выдать клиенту кредит (если клиент захочет) и на этом потом может быть заработать.

Уберем топливо — машинка заглохнет.

Пропадут кешбеки, станут платными карты, парк терминалов никто не будет обновлять.

В конечном счете, проиграют клиенты и торговцы. Ну и «кешлесс» точно не наступит, что собственно может быть кому-то и на руку, так как наличный оборот «в разы дешевле» только в одном случае, если он не попадает под налоги, в противном случае, это те же затраты.

Но это же очень по-нашему выколоть себе глаз, чтобы соседу выкололи два.
Искать причины своих проблем ни в своей недостаточной эффективности, а во внешних обстоятельствах.

Вместо выводов

Под этим постом Владислава «в защиту малого бизнеса» «подзащитные» очень справедливо привели тарифы Rozetka за размещение маленькими предпринимателями товаров на их маркетплейсе — 15−20−25% комиссии почти по всей номенклатуре. На этот аргумент Владислав возразил, что более 90% этого тарифа забирает Google и Facebook. Я считаю, что их тоже стоит отрегулировать! Хватит пить кровь у представителей малого бизнеса своими драконовскими расценками на продвижение!

Мораль у этой истории такая — нельзя регулировать то, что рынок регулирует самостоятельно.

Прочтите «Атлант расправил плечи» и займитесь, пожалуйста, более насущными для законодателей проблемами. Уже третий локдаун в стране — малого бизнеса скоро не останется и точно не из-за комиссии на эквайринг. А если все же решите ее отрегулировать, не забудьте, пожалуйста, отрегулировать заодно наценки на бытовую технику, продукты питания и одежду.