Позиция ритейла
Представители крупных торговых сетей активно лоббируют и продвигают законопроект.
Основные тезисы, которые они используют, вчера вечером изложил в своем посте владелец компании ROZETKA, сильно уважаемый мной Владислав Чечеткин.
- В Европе этот тариф отрегулирован и законодательно ограничен. Примем закон и станем «ближе к ЕС»
- Если закон будет принят, мы предложим лучшую цену
- Банки зажрались и берут драконовские тарифы
- Если для большого бизнеса это тяжело, то для малого или начинающего предпринимателя — это вообще непосильная ноша.
- Закон будет способствовать развитию «кешлесс», так как сегодня «обслуживание наличного оборота стоит в разы дешевле»
- Помогите!!!
Читайте также: Рынок платежей будет регулироваться по-новому — НБУ
А какой он, европейский опыт
С такими аргументами, конечно, можно не то, что тариф отрегулировать, можно вообще закрыть все банки к чертовой бабушке.
Но вот, что я вам скажу, и очень надеюсь, что это прочтут уважаемые законодатели.
Сегодня есть чуть ли не единственная отрасль в стране, которой Украина может действительно гордиться и которая считается одной из самых технологически развитых в мире — это развитие карточных технологий, технологий платежей и карточная инфраструктура.
Европе давно уже нечем похвастать в этом направлении. Карты там все платные, в каждом терминале тебе норовят предложить конвертацию и если ты зазеваешься и ошибешься с выбором, заплатишь дополнительно 5−10%. В некоторых странах ты не можешь оплатить не то что с использованием смартфона, но и не поддерживается чип и платишь как в 1995 году магнитной полосой. Регуляция, которая ввела это ограничение, считается вредной и провальной. За нее с лихвой заплатили клиенты европейских банков.
Снизились ли после нее цены в Европе? Конечно, нет.
Здесь есть большая несправедливость и очень серьезное противоречие. Этот тариф торговцы хотят опустить на 1−1,5%, что составляет примерно 60% от действующих тарифов. 60%! При этом снижение их затратной части составит, в зависимости от наценки, около 2−2,5%.
Удивительная история — забрать у кого-то 60% его дохода, чтобы сэкономить себе 2%.
Стопроцентный «win-win».
Читайте также: Украина уже в шаге от европейских стандартов регулирования рынка платежей — Кирилл Шевченко
Нет тарифа — нет кешбеков и бесплатных карт
Карточная инфраструктура не прилетела к нам на голубом вертолёте и не появилась в стране по решению Верховной Рады или правительства, это многолетняя, кропотливая работа, которая потребовала сотни миллионов долларов инвестиций, титанических усилий всех участников рынка и тысячи часов ИТ-разработок.
Сегодня все, что касается карт и платежей для клиентов банков, ничего не стоит. Банки бесплатно раздают карты, конкурируют друг с другом программами лояльности и борются за внимание клиентов.
Этот тариф, который пытаются «отжать» — топливо всего карточного и платежного бизнеса в стране. Более половины его достается клиентам в виде всякого рода кешбеков и бонусов, им оплачивается стоимость пластика и логистики карт, им банки покрывают затраты на фрод.
Эта история не про прибыль, а про то, чтобы у всех клиентов появился инструмент, с помощью которого можно будет быстро выдать клиенту кредит (если клиент захочет) и на этом потом может быть заработать.
Уберем топливо — машинка заглохнет.
Пропадут кешбеки, станут платными карты, парк терминалов никто не будет обновлять.
В конечном счете, проиграют клиенты и торговцы. Ну и «кешлесс» точно не наступит, что собственно может быть кому-то и на руку, так как наличный оборот «в разы дешевле» только в одном случае, если он не попадает под налоги, в противном случае, это те же затраты.
Но это же очень по-нашему выколоть себе глаз, чтобы соседу выкололи два.
Искать причины своих проблем ни в своей недостаточной эффективности, а во внешних обстоятельствах.
Вместо выводов
Под этим постом Владислава «в защиту малого бизнеса» «подзащитные» очень справедливо привели тарифы Rozetka за размещение маленькими предпринимателями товаров на их маркетплейсе — 15−20−25% комиссии почти по всей номенклатуре. На этот аргумент Владислав возразил, что более 90% этого тарифа забирает Google и Facebook. Я считаю, что их тоже стоит отрегулировать! Хватит пить кровь у представителей малого бизнеса своими драконовскими расценками на продвижение!
Мораль у этой истории такая — нельзя регулировать то, что рынок регулирует самостоятельно.
Прочтите «Атлант расправил плечи» и займитесь, пожалуйста, более насущными для законодателей проблемами. Уже третий локдаун в стране — малого бизнеса скоро не останется и точно не из-за комиссии на эквайринг. А если все же решите ее отрегулировать, не забудьте, пожалуйста, отрегулировать заодно наценки на бытовую технику, продукты питания и одежду.