Что с наличными
По словам заместителя председателя НБУ, увеличение наличности вне банков не является уникальным явлением, аналогичные тенденции наблюдаются во многих странах мира. Это обусловлено как общим ростом финансовых сбережений, так и спросом на ликвидные активы вследствие неопределенности относительно распространения коронавируса и продолжительности карантина.
Читайте также: Объем наличных денег в обращении вне банков увеличился в 2020 году на 34,2%
«С начала введения карантина в Украине наличные росли более быстрыми темпами и по результатам 2020 года они выросли на треть. Однако другие составляющие денежной массы, в том числе средства на счетах банков увеличивались сравнительными темпами. В результате соотношение наличных и денежной массы оставалось практически на уровне прошлых лет, это порядка 26−28 п.п. «, — отметил он.
Гелетий отмечает, что основной канал роста налички в обращении — это то, что она дольше задержалась в обращении и поступления в банки резко снизились с конца марта, хотя выдача оставалась на относительно высоком уровне.
По результатам 2020 года поступления наличности в кассы банков снизились на 163 млрд грн, а выдача только на 40 млрд грн.
Больше всего снизились поступления в кассы банков по платежным картам — на 135 млрд, и за приобретенную иностранную валюту около 20 млрд гривен, говорит банкир.
Читайте также: Денег в обращении снова увеличилось — НБУ
Ожидания НБУ
«Мы в Нацбанке ожидаем, что на фоне карантина спрос на наличные постепенно будет ослабевать и курс регулятора является неизменным на стимулирование безналичных расчетов несмотря на рост наличности», — подытожил Гелетий.
Мнение экспертов
Эксперты рынка имеют несколько иное мнение относительно резкого роста наличных денег в обращении. Многие из них говорят, что таким образом в кэш идет прежде всего бизнес. Таким образом он спасается от локдаунов и повышение налогов.
«Не стоит забывать о теневой экономике. Наше исследование показало, что четверть ВВП страны находится в тени. А это около 846 млрд грн», — рассказывала в интервью «Минфину» генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове Инга Андреева.
Еще одним фактором называют рост объемов денежных переводов от украинских заробитчан своим семьям на родине. Суммы переводов, по данным НБУ, увеличились с 15,597 млрд грн за весь 2019 год до 18,597 млрд грн только за 11 месяцев прошлого года.
Читайте также: В Швеции отказываются от наличных
Финансовый аналитик портала «Минфин» Алексей Козырев назвал рост объемов наличности вне банковской системы однозначно негативным фактором и тревожным «звоночком» для Нацбанка.
«Значительный объем фактически неконтролируемого регулятором гривневого навеса — более 0,515 трлн грн на руках у населения и частично в теневом секторе — наполнены рисками. С одной стороны — существует угроза существенных скачков валютного курса при наименьших политических или экономических потрясениях в стране. С другой — это чревато потерей налоговых поступлений, поскольку не секрет, что теневой сектор занимает не менее трети официального ВВП страны», — отметил эксперт.
Часть этих же средств используется и для финансирования коррупции, рейдерских схем