Разъяснение Гетманцева

Председатель Комитета пояснил, что НДС должны платить все, в том числе техногиганты, однако пока в законодательстве просто нет инструментов, чтобы «администрировать эту деятельность». Именно поэтому в новом законопроекте прописали обязанность «сервисов электронной коммерции» платить НДС.

«Ситуация, которая есть — наши рекламисты должны платить НДС, а большие гиганты транснациональные, от НДС фактически освобождены. Это неправильная ситуация, мы должны ее исправить. И, кстати, мы встречались с Facebook, с другими крупными компаниями, они не возражали, чтобы платить этот налог», — отметил он.

То есть речь идет о том налоге, который есть сейчас, а новый закон должен ввести облегченный механизм его уплаты, пояснил Гетманцев.

«Удаленная регистрация в электронном кабинете, уплата в валюте, общение на английском языке с нашей налоговой службой. То есть все, чтобы им было удобно это делать и они делали удаленно», — привел депутат инструменты, благодаря которым техногиганты смогут платить налоги в Украине.

Как налог повлияет на потребителя

Однако в связи с этим возникает вопрос, не переведут компании вроде Google, Facebook и Netflix этот налог на потребителя, то есть не повысят они цены. Потому что обычно так производители и делают в случае ввода/повышение налогов.

«Ученые пришли к выводу, что кто является фактическим плательщиком налогов или на кого переводится это, зависит не от конструкции налога, не от намерения законодателя, а зависит от конкретной конъюнктуры на рынке — то есть как соотносится спрос и предложение. Если мой товар не пользуется спросом, я беру этот налог на себя, если пользуется — я перевожу на потребителя», — сказал Гетманцев.

Сам он предполагает, что какие-то услуги подорожают из-за этого налога, а какие-то — нет.

Похожие инициативы в Европе

В октябре 2019 года Италия приняла проект бюджета на 2020 год, в котором предусмотрен новый налог для цифровых компаний, в том числе американских технологических гигантов.

Франция в 2019 году приняла похожий закон, который обязывает крупные компании, предоставляющие цифровые сервисы, уплачивать налог в размере 3% от суммы годового дохода, получаемого от услуг французским пользователям.

Читайте также: Франция отложила введение налога для Google, Amazon и Facebook

В США раскритиковали этот документ, заявив, что налог прямо нацелен на крупные американские технологические компании, такие как Google, Facebook и Amazon. Франция пока отложила введение этого налога.

Предыстория

  • Ранее в Раде был зарегистрирован законопроект № 2634. Он предлагает ввести налог на добавленную стоимость в размере 20% на электронные услуги, которые предоставляют физлицам компании-нерезиденты Украины. Речь идет, в частности, о Google, Facebook или Youtube. Автор законопроекта — Даниил Гетманцев.