Речь идет о требованиях к договорам о потребительском кредите, вкладу (депозит), а также открытие и ведение текущего счета.

Что теперь

Теперь банки будут обязаны предоставлять в договоре полное (расширенное) описание услуги или продукта по единым правилам, а не по своему усмотрению.

В частности, в договоре вклада (депозита) нужно будет указывать конкретную дату возврата вклада и информацию о наличии у банка права продлить срок действия вклада (депозита) и др.

Читайте также: Объем депозитного портфеля банков в гривне вырос в прошлом году на 30,7% — НБУ

В договоре потребительского кредита — перечень и стоимость дополнительных услуг, условия, при которых возможно изменение процентной ставки или других платежей и тому подобное.

Текст договора должен быть изложен размером шрифта не менее 11 печатных пунктов.

Новые требования также запрещают банкам включать в договора недобросовестные нормы, которые ограничивают права потребителей подать жалобу или иск в суд.

Банкам запрещено без информирования потребителя изменять условия договора, а также требовать от потребителя оплатить еще не полученные по договору услуги и тому подобное.

Главная задача новых требований — обеспечить раскрытие полной информации об услугах, права и обязанности банка и потребителя, последствия невыполнения обязательств. Это в свою очередь будет способствовать пониманию потребителем условий финуслуг и его обдуманному решению о заключении договора.

Читать также: Как изменится кредитования и процентные ставки в 2021 году

Кого касаются новые требования

Новые требования не распространяются на публичную часть договоров присоединения о предоставлении услуг (оферту). Они распространяются на договора, которые непосредственно подписывает потребитель, в том числе и на индивидуальную часть договоров присоединения о предоставлении услуг.

В то же время публичная часть договора присоединения не может противоречить индивидуальной части договора, в которой установлены требования.

Сколько времени у банков

У банков есть три месяца — до 27 апреля 2021 для приведения своей работы в соответствие и раскрытие полной информации в договорах.

Указанные требования утверждены постановлением правления НБУ от 22 января 2021 № 7 .

Оформить депозит с бонусом от «Минфина»

Напомним

  • Национальный банк принял требования к раскрытию информации в конце прошлого года, после того как получил полномочия на защиту прав потребителей.

  • Регулятор дал время банкам на адаптацию к новым требованиям, понимая, что изменение информации в рекламе и на сайтах требует ресурса.

  • Из-за коронакризиса Национальный банк отложил требования к сентябрю этого года.

  • Верховная Рада приняла закон о защите прав потребителей финансовых услуг. Президент подписал его 16 октября.

  • Согласно закону, с 1 июня 2020 года все банки должны были сообщать честную информацию о своих кредиты и депозиты в рекламе. Позже эту дату перенесли.

  • 12 июня 2019 года в Нацбанке создали отдельное подразделение для защиты прав потребителей финансовых услуг.

Удобный калькулятор для просчета ставки по депозиту есть на «Минфине»