Одним из главных событий в этом плане является выбор следующего председателя ФРС. Байден будет решать: предложить ли нынешнему главе Федрезерва Джерому Пауэллу остаться на второй срок или определиться с преемником.
Читайте также: Почему Байден не спасет доллар от падения
Глава ФРС назначается президентом США на четырехлетний срок. Соответственно, срок нынешних полномочий Джерома Пауэлла истекает в феврале 2022 г. Дональд Трамп нередко выступал с жесткой критикой ФРС и угрожал уволить Джерома Пауэлла — сначала за слишком низкие процентные ставки, потом за их повышение.
Формально ФРС независима от президента США и получает полномочия от Конгресса. Однако неформального политического давления в полной мере исключать нельзя. Ведь законодательство не дает четкого ответа на вопрос — может ли американский президент уволить главу ФРС. Указано лишь на возможность «при наличии оснований». Но это относится к членам совета управляющих Комитета по операциям на открытом рынке.
Однако с новым президентом у Пауэлла, вероятно, будут более цивилизованные и менее враждебные отношения.
Пауэлл вошел в совет управляющих ФРС в 2012 году после назначения Бараком Обамой, который на то время занимал пост президента США, а Байден был вице-президентом. Трамп выдвинул Пауэлла на пост председателя ФРС в 2018 году.
Вот что означает победа Байдена для ФРС:
Кадровая политика
Главный способ влияния американского президента на политику ФРС - это назначения в совет директоров Федрезерва, состоящий из семи членов. После того, как Байден вступит в должность 20 января, он сможет заполнить до трех вакансий.
На данный момент в совете директоров есть две вакансии, на которые претендуют протеже Трампа. Однако их перспективы весьма туманны. Неясно, утвердит ли Сенат кого-то из предложенных кандидатур до завершения текущей сессии, которая закаончивается в начале января. Если к этому сроку кандидатуры не будут проголосованы, они будут сняты с повестки дня.
Читайте также: Выборы в США, вакцина от коронавируса: будет ли обвал доллара и цен на золото (видео)
Если Сенат не подтвердит выбор Трампа, Байден получит возможность внести свои кандидатуры. Предложить третью он сможет, если назначит члена совета управляющих Федерального резерва США Лаэль Брейнард на должность министра финансов.
Важную роль здесь играет и будущие расклады в Сенате, который зависят от исхода выборов в штате Джорджия. Если республиканцы сохранят большинство в Сенате, они смогут стопорить назначение кандидатур, предложенных Байденом.
Перспективы Пауэлла
Пауэлл — республиканец, но пользуется уважением законодателей обеих партий за то, как он справлялся с критикой Трампа и управлял денежно-кредитной политикой до и во время пандемии коронавируса.
В 2018 году он был утвержден на пост главы ФРС. За это решение тогда проголосовали 84 сенатора, а против — 13, в том числе — избранный вице-президент Камала Харрис (округ Колумбия, Калифорния). Если Сенат останется в руках республиканцев, это может повысить шансы Пауэлла на повторное назначение.
Но дело в том, что Байден может столкнуться с давлением со стороны своей партии, чтобы заменить Пауэлла на кандидатуру демократов, особенно с учетом политических разногласий с Пауэллом по поводу банковского регулирования. Хотя некоторые демократы призвали Байдена повторно рекомендовать Пауэлла, что республиканцы Сената, вероятно, поддержат.
Если Брейнард не назначат на пост министра финансов, ее считают лучшей заменой Пауэллу. Другими потенциальными кандидатами, о которых говорят аналитики, являются предшественница Пауэлла Джанет Йеллен, глава ФРС Атланты Рафаэль Бостик и Джейсон Фурман, председатель совета экономических консультантов при президенте Бараке Обаме.
Кредитная политика
Когда в марте пандемия коронавируса потрясла финансовые рынки, ФРС запустила ряд программ экстренного кредитования, которые требовали одобрения министра финансов. Администрация Байдена потенциально может изменить конфигурацию этих программ в ходе переговоров с Пауэллом и советом директоров.
Прежде, чем это произойдет, ФРС должна решить, продлевать ли свои программы экстренного кредитования, срок действия большинства из которых истекает 31 декабря.
Программы в основном позиционируются как вспомогательные инструменты, и, хотя объемы кредитования невелики, ФРС, вероятно, предпочтет продлить их как минимум на три месяца в период, когда уровень заболеваемости коронавирусом увеличится.
Ситуация усложняется тем, что в прошлом месяце казначейство администрации Трампа заявило, что не поддерживает продление работы по крайней мере одной из программ - муниципального фонда, который предоставляет краткосрочные ссуды городам и штатам. Сенатор Пэт Туми (Р., Пенсильвания), который предположительно станет председателем банковского комитета Сената, если республиканцы сохранят там свое большинство, выступает за прекращение действия всех программ.
В этом случае администрации Байдена придется решать, восстанавливать ли эти программы снова.
Денежно-кредитная политика
В августе ФРС согласилась на пересмотр своей политики, которая предполагает удержание процентных ставок на более низком уровне в течение длительного времени.
В сентябре Федрезерв скорректировал свои долгосрочные цели, с тем чтобы иметь возможность сохранять низкие ставки и проводить мягкую монетарную политику даже в условиях, когда инфляция превысит целевой ориентир в 2%.
По итогам ноябрьского заседания ФРС оставила процентные ставки без изменений. Регулятор планирует сохранить ключевую ставку на уровне 0,1% до конца 2023 г. Это предварительный прогноз, который может меняться в зависимости от экономических условий.
Таким образом, нет причин ожидать изменения денежно-кредитной политики, независимо от того, кто войдет в совет директоров ФРС в следующем году.
Читайте также: Глава Нацбанка встретился с МВФ. О чем говорили
Единственное, что может снова актуализировать вопрос о пересмотре процентных ставок — фискальная политика, которая также зависит от исхода выборов в Сенат. Более крупный всплеск федеральных расходов, который стимулирует рост и инфляцию, может спровоцировать более быстрое возвращение к целям ФРС.
Экономисты Goldman Sachs Group Inc., например, в настоящее время ожидают, что первое повышение ставки ФРС произойдет в начале 2025 года, но они сказали, что более агрессивный пакет расходов, одобренный демократами, может перенести это повышение на 2023 год.