«Раздуть» индекс банально могут интеллектуальные активы корпораций, перенесены на территорию страны. Впрочем к благосостоянию населения или доходов граждан это не имеет никакого отношения. Об этом пишет Униан со ссылкой на Financial Times.
Недооценены данные
В марте как раз перед тем, как мир начал погружаться в водоворот пандемии, международная программа сравнения (ICP) закончила свои самые свежие расчеты. Эти сухие статистические цифры говорили о ценах в 176 странах, используя для вычисления уровней покупательной способности людей в разных уголках планеты.
СМИ не обратили на это внимание. И это стало напоминанием, что оценки экономической активности отходят на второй план, если они напрямую не угрожают жизни, — пишет Financial Times. Однако, даже во времена чумы сравнение международных успехов нужно для важных оценок включительно с определением ВВП, стандартов жизни и уровня бедности и неравенства. И последние расчеты, опубликованные в марте, свидетельствуют о важных вещах.
Читайте также: Как пережили полгода пандемии разные страны мира
Хорошие новости
Собственно, они несут в себе хорошие и не очень хорошие новости. Хорошие новости в том, что новые данные касаются 2017 года. И в них особо нет ничего такого, что могло бы привлечь внимание. Например, экономики США и Китая были примерно такого же размера, как и в 2011-м. То есть китайская экономика равна двум третям американской.
Не очень хорошие новости
Не очень хорошие новости заключаются в том, что глобализация и оборот интеллектуальной собственности все больше отрывает оценки ВВП от традиционной взаимосвязи между этим показателем и материальным благосостоянием людей.
Издание поясняет, что «не очень хорошие новости» происходят из списка самых состоятельных стран мира, если верить показателям их ВВП. В этом списке Люксембург, Катар, Сингапур, Ирландия, Бермудские острова, Каймановы Острова, Швейцария, АОЕ, Норвегия, Бруней, США и Гонконг. О чем бы еще ни говорил этот список, вряд ли все эти страны — это те, где люди пользуются самыми высокими материальными стандартами жизни.
Читайте также: Fitch изменило прогноз по снижению мирового ВВП в 2020 году
Ирландия может послужить хорошим примером. Из-за привлекательности низких корпоративных налогов, несколько крупных международных корпораций перенесли свои интеллектуальные активы на территорию страны. Так что прибыль, получаемая благодаря этим активам, теперь «раздувает» ВВП Ирландии. В 2015-м это стало причиной роста ВВП страны на 26% за год. Для сравнения, доход на душу населения вырос «лишь» на 4,6%. Издание отмечает, что второй показатель лучше отражает, насколько улучшилась жизнь ирландцев, чем оценка ВВП их страны.
Природа разрыва между показателями
Но почему появляется такой большой разрыв между показателями? 11 из 12 стран из списка, приведенного выше, — это инвестиционные узлы или зависимые от ресурсов страны. В обоих случаях на потребление приходится очень небольшая доля от общего ВВП. Зачастую так происходит потому, что корпоративные прибыли составляют большую часть национальных доходов, чем зарплаты.
Конечно, со временем эти деньги все же улучшают благосостояние отдельных домохозяйств в определенной степени. Но в любой конкретный момент ВВП на душу населения включает цифры, которые никак не касаются благосостояния населения или доходов граждан.
Этот факт, конечно, не означает, что нужно отказаться от оценки ВВП. Потому что он все равно важен. Однако, стоит более разумно подходить к его использованию, понимая, чего он на самом деле не говорит.
Читайте также: Государство, которое отменит налог на доходы, получит джокер в новой экономике