Что происходило на заседании Совета

По словам Шапрана, председатель НБУ на заседании 2 октября 2020 года не направлял представление на увольнение Рожковой и Сологуба, а Совет НБУ не рассматривал вопрос об отставке одного из членов Правления.

По мнению Шапрана, решение Совета НБУ носило сугубо воспитательный (педагогический) характер.

Олигархи не при чем

«Если бы на решение Совета НБУ хотя бы на 10% влиял кто-то из олигархов, уже просто бы уволили всех старых членов правления и набрали новых. А так я в восторге от значительного прогресса, которой сейчас наблюдается в системе корпоративного управления НБУ и в Украине в целом», — отметил член Совета НБУ.

По словам Шапрана, в наше время с членами правления ведут себя более толерантно и педагогически, надеясь на перемены.

«Так надеюсь лет через 10-15 мы доживем и до лучших европейских стандартов, когда при смене команды «несогласные» уходят в отставку, а не остаются заниматься саботажем и прочими неприятными вещами изнутри.

Читайте также: Как новый глава НБУ изменит кадровый состав центробанка

Комментарий члена Совета НБУ Василия Горбаля

«Решение о выражении недоверия Екатерине Рожковой было принято почти единогласно. Те, кто воздержались, имели замечания только к формулировкам», — заявил член Совета НБУ.

«Такое решение было связано с недавними публичными выступлениями Сологуба и Рожковой. Надо понимать, что банк — это прежде всего доверие. А последние интервью Сологуба и Рожковой были очень неоднозначно восприняты как экспертной средой, так и международными партнерами», — сообщил Горбаль.

По его словам, решение Совета НБУ «является безупречным с точки зрения юридических рисков».

Комментарий замглавы НБУ Катерины Рожковой 

Рожкова сообщила, что они с Сологубом предоставили комментарии изданию KyivPost для публикации о Национальном банке. По ее словам там не было «ничего крамольного, чтобы шло вразрез с «генеральной линией партии».

«Мы говорили, что независимость НБУ – это о коллегиальности. Что новой команде нужно немного времени, чтобы сработаться. И все в таком духе», – написала Рожкова.

«Не верите, что в 2020 году могут объявлять выговор за общение со средствами массовой информации?! Я тоже до конца не верила, что цензура дошла до стен Национального банка. Но чему удивляться, если решение принималось „ночью вызывающе топором“. То есть за закрытыми дверями, без объяснения причин и заслушивания сторон», – отметила Рожкова.

По ее словам, юристы должны дать оценку правовым последствиям и наличию у Совета НБУ полномочий для принятия таких решений.

«В итоге, считаю, что это победа прошлого над будущим. Тревожный сигнал независимости Национального банка, да и вообще здравого смысла», – подытожила Рожкова.

Комментарий замглавы НБУ Дмитрия Сологуба

«Прозрачность является одной из пяти ценностей НБУ. Именно за это мы получили престижную награду в 2019 году. Поэтому выглядит дико получить выговор за профессиональные и беспристрастные коммуникации даже если интервью «Интерфакс-Украина» и комментарий Kyiv Post не понравились многим во властных кабинетах», — написал Сологуб в твитере.

Заместитель главы НБУ добавил, что выговор — новое для него явление за 20 лет профессиональной деятельности.

«Не знаю как на Нобелевскую, а вот на Шнобелевскую премию по экономике пока не вижу лучших кандидатов чем Совет НБУ», — написал Сологуб.

Комментарий главы Налогового комитета ВР Даниила Гетманцева

«Относительно выговора членам правления НБУ: я бы не переводил банальный бытовой конфликт на кухне НБУ в плоскость высокой, а тем более международной финансовой политики. Равно как и не устраивал бы истерических танцев вокруг ностальгии отдельных членов Рады по 90-м», — написал он в телеграме.

По его словам, очевидно, что жестко критиковать работу руководства НБУ, при этом негативно влияя на результат последней, уместнее не пребывая непосредственно в руководстве НБУ. Это понятно всем, кто владеет элементарной общечеловеческой моралью или, если хотите, порядочностью. Чего уж тем более обижаться на выговор, за прямое нарушение инструкций, тобой же подписанных? Думаю нечего. Поэтому дышим ровно, работаем дальше. На курс это точно не повлияет", — отметил Гетманцев.

Предыстория

На заседании Совета Национального банка, состоявшемся 2 октября, был объявлен выговор и заявлено о недоверии двум членам правления Нацбанка — Катерине Рожковой и Дмитрию Сологубу.

Совет рекомендовал Правлению Национального банка:

  • усилить исполнительскую дисциплину и ответственность работников Нацбанка за соблюдением законодательства Украины и распорядительных актов НБУ с целью обеспечения эффективной системы внутреннего контроля и управления рисками;
  • обеспечить надлежащую работу функции комплаенс;
  • обеспечить функциональное подчинение работников структурных подразделений, ответственных за внутренний контроль операционного риска (риск-координаторов) и комплаенс-контроль, руководителям подразделений по управлению рисками и комплаенс соответственно;
  • усилить контроль при принятии решений по применению мер воздействия на банковские учреждения, в частности в сфере финансового мониторинга.

В каких случаях увольняется замглавы НБУ

Заместитель председателя Нацбанка освобождается от должности в следующих случаях:

  • истечение срока полномочий;
  • представление заявления об увольнении по собственному желанию с указанием аргументов такого решения;
  • вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
  • на основании решения суда о признании лица недееспособным;
  • потери безупречной деловой репутации;
  • установления факта представления недостоверных сведений при назначении на должность заместителя Председателя Национального банка;
  • смерти;
  • невыполнения должностных обязанностей, в том числе по состоянию здоровья, в течение более четырех месяцев подряд;
  • возникновения обстоятельств, исключающих возможность лица быть заместителем председателя Национального банка.

Совет Национального банка освобождает от должности заместителя председателя Национального банка в случае, предусмотренном пунктом 2 части восьмой, на своем заседании после его доклада о результатах его работы.