Неделю назад Нацбанк впервые оценил масштабы происходящего. Первые цифры впечатлили профессиональное сообщество: во втором квартале 2020 года из банков было уволено 2,3 тыс. работников, больше всего — из банков с иностранным капиталом (1,4 тыс. человек).
Как показали дальнейшие исследования, без работы остались работники десятков структур (в Украине действует 75 банков). В украинском подразделении британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young «Минфину» сообщили, что в апреле-июне 2020 года сокращения персонала провели 40% финучреждений. В среднем было уволено 12% работников. Компания провела экспресс-анализ на рынке труда после начала карантина.
Сокращения кадров на финансовом рынке продолжаются — без работы может остаться еще 6% специалистов. Причем, увольнять людей будет вдвое больше банков, чем набирать новый персонал.
«Во втором полугодии 2020-го 13% компаний-участниц финансового сектора по-прежнему планируют повышать количество сотрудников. В то же время 27% участников собираются продолжать уменьшать количество сотрудников на 6%», — рассказала «Минфину» консультант практики People Advisory Services, EY Украина Татьяна Фугиль.
Она также сообщила, что 51% исследованных финучреждений в январе-июне уже внедрили антикризисные меры и собираются продлить их на второе полугодие. А 23% — ничего не продлевали, рассчитывают на восстановление.
К антикризисным обычно относят стандартных 5 шагов:
- работников отправляют в плановый отпуск (в рамках ежегодного);
- приостанавливают набор новых сотрудников;
- отменяют корпоративные мероприятия;
- замораживают повышение зарплат;
- переводят персонал на дистанционный режим работы.
Кстати, по последнему пункту было множество опасений. Банковское руководство боялось, что работа на дому расслабит персонал и он станет хуже трудиться. Но, как показало исследование EY, снижение эффективности сотрудников заметило лишь 9% опрошенных. А 73% проанкетированных финансистов практически не почувствовали никакой разницы. Потому банки не торопятся возвращать весь свой штат в офисы.
«Только 45% финансовых компаний-участниц исследования уже вернули часть сотрудников в физическую рабочую среду, а 36% и вовсе планируют работать удаленно некоторое время после завершения официального карантина», — уточнила «Минфину» менеджер практики People Advisory Services, EY Украина Юлия Головко.
Читайте также: Рейтинг устойчивости банков: Вкладчики не доверяют щедрым
Как уменьшали зарплаты
Была и еще одна антикризисная мера, хотя о ней не любят говорить ни финансисты, ни исследователи. Это сокращение окладов действующему персоналу. Оно было, но, как уверяют в банках, не стало массовым явлением.
«С начала карантина на рынке средние размеры зарплат в среднем сократились от 15% до 30%, однако это не коснулось нашего банка», — подчеркнула «Минфину» HR директор Forward Bank Марина Супрун.
Чаще всего банкирам сокращали оклады с тремя оговорками:
- На период карантина и связанных с ним ограничений, которые были на законодательном уровне введены в отношении банков (например, запрет насчитывать пени и штрафы за несвоевременное погашение кредитов физлиц).
- До улучшения финансового результата банка: либо выхода банка на безубыточную деятельность, либо на выполнение плана по доходности (планы чаще всего уменьшали с оглядкой на распространение covid-19).
- На период «простоя» — некоторые сотрудники в период карантина не работали.
«Во время карантина небольшая часть сотрудников ушла на простой и в это время оплата им проводилась в размере 2/3 оклада. Сотрудникам с низкой заработной платой была выплачена надбавка. После возвращения к работе после простоя оклад выплачивался в 100%-ом размере, и не уменьшался. Выплата бонусов осуществлялась на уровне среднего бонуса 2019 года», — рассказала «Минфину» начальник управления по развитию бренда работодателя банка ПУМБ Светлана Тихоненко.
Но есть и хорошие новости. Исследование EY показало, что во втором полугодии 2020-го больше половины опрошенных финучреждений поднимут оклады своим людям.
«60% финансовых компаний-участниц исследования планируют провести повышения заработных плат для своих сотрудников на 10%. Остальные 40% намерены оставить зарплаты на текущем уровне до конца этого года», — сообщила Татьяна Фугиль.
Читайте также: Зарплатная минималка 5 тысяч: станут ли украинцы богаче
Почему люди не нужны
Большинство опрошенных «Минфином» банкиров заявили, что вынуждены экономить, поскольку их структуры стали намного меньше зарабатывать, чем до карантина.
Вот полный список причин, названных руководителями банков:
- Убыточная деятельность банка и требование акционеров максимально сократить расходную часть бюджета. Из 75 действующих в Украине банков «минусовый» финансовый результат в первом полугодии 2020-го показало 16.
- Резкое сокращение доходов банка в январе-июне и плохой прогноз на второе полугодие 2020 года. Руководство осознает, что вот-вот покажет убыток, и хочет побольше сэкономить, чтобы максимально оттянуть этот момент.
- Сворачивание некоторых видов деятельности из-за эпидемии коронавируса. В банках поняли, что в разгар карантина им лучше не предоставлять определенные услуги или остановить запуск новых проектов. Потому решили быстро законсервировать ненужные направления, уволив по ходу персонал, который ими занимался.
- Закрытие убыточных или малоприбыльных отделений: по данным НБУ, во втором квартале было прикрыто 334 банковских отделения.
- Сокращение ненужного персонала, который обнаружился во время карантина. Руководство в банках выводило в простой отдельных менеджеров, а иногда целые отделы целиком. А за время их отсутствия поняло, что в данный момент они не жизненно необходимы, и что банк может обойтись без них.
- Диджитализация и перевод ряда услуг на удаленные каналы. Активное внедрение IT-решений и продуктов, позволяющих обслуживать банковских клиентов дистанционно, позволило серьезно сократить ручной труд и число задействованных работников.
Интересно, что в Нацбанке из всего перечисленного вспомнили только две причины — закрытие отделений и развитие технологий. При этом там ни слова не сказали об убытках банков: уже зафиксированных и тех, что будут увеличиваться в будущем из-за неплатежей по кредитам.
«В связи с быстрым развитием технологий дистанционного обслуживания потребность в банковских отделениях постепенно сокращается. А с сокращением количества отделений уменьшается и количество персонала, который их обслуживает. Кроме того, банки постоянно занимаются оптимизацией своей сети, закрывая неэффективные отделения. Эта тенденция началась еще до введения карантина и ограничительных мер для предотвращения распространения коронавируса covid-19», — такой комментарий дала пресс-служба Нацбанка по запросу «Минфина».
Вводят KPI под зарплаты
Масштабные увольнения на финансовом рынке не значат, что банкам теперь вообще не нужен персонал. Люди нужны, но только уже других специальностей.
Например, сильно вырос спрос на IT-специалистов, из-за того, что почти все банки ориентируются на развитие дистанционных сервисов. «При этом несколько снизился спрос на специалистов операционного сопровождения (back-office)», — в тоже время заметила Светлана Тихоненко.
Банки, делающие ставку на кредитование, ищут рисковиков и специалистов, занимающихся взысканиями по кредитам.
«На рынке всегда есть повышенный спрос на высококвалифицированных риск-менеджеров и эффективных специалистов по работе с проблемной задолженностью», — подтвердили «Минфину» в департаменте по работе с персоналом государственного Укрэксимбанка.
А в EY рассказали, что также требуются:
- специалисты по корпоративному бизнесу;
- специалисты по продажам;
- кассиры;
- операторы call-центров.
При этом банки меняют формат начисления зарплат своим работникам. Все реже предлагают стабильный оклад, чаще — ставку, к которой идет доплата за конкретную выработку.
«Из опыта общения с младшим операционным персоналом известно, что некоторые банки предлагают молодым специалистам по работе с клиентами — ставку + бонусы в случае достижения KPI по зарплатным проектам. Если специалист попал в отделение с небольшим потоком клиентов или отделение не в центре города, то он/она практически не может достичь свой KPI. Даже если будет очень стараться. А поменять отделение опции нет», — рассказала «Минфину» партнер рекрутингового агентства Ostrovska Talent Acquisition Надежда Островская.
В банках подтверждают эту тенденцию и говорят, что она распространяется и на руководящий состав.
«Система мотивации с привязкой к KPI работает в продажах, для руководителей и ключевых сотрудников. Сейчас наблюдается тенденция к максимальному расширению покрытия системами KPI сотрудников других подразделений банков», — объяснила Светлана Тихоненко.
Средние зарплаты
Зарплаты банкиров зависят от множества факторов. Не только от специализации, должности и круга обязанностей, но еще от региона, сферы деятельности и акционеров. Наибольшие оклады обычно предлагают банки с иностранным капиталом, где председатели могут получать по $80-100 тыс. А также руководители наших госбанков, где председатели зарабатывают по 1-1,2 млн грн/месяц.
Заработки работников банков с украинскими владельцами обычно скромнее.
«Минфин» опросил руководителей ряда банков и постарался вывести свою усредненную шкалу зарплат. Мы отбросили максимальные оклады, которые получают раскрученные менеджеры, за которыми охотятся хантеры, и вышли на такие показатели:
- ведущий специалист/начальник отдела — 25-35 тыс. грн;
- начальник управления — 40-60 тыс. грн;
- директор департамента — 70-110 тыс. грн;
- заместитель председателя правления — 150-200 тыс. грн;
- председатель правления — 230-280 тыс. грн.
«Конечно, у большинства банков есть свои зарплатные сетки, но это не значит, что не бывает исключений. К тому же, многие зарплаты привязаны к персональной оценке специалиста, а также к его личному KPI и KPI его подчиненных. В ряде банков топ-менеджерам дают совсем скромный оклад, но они имеют процент от выручки банка, и очень даже неплохо зарабатывают. Это мотивирует специалиста и гарантирует высокие результаты акционеру», — прокомментировал «Минфину» ситуацию финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
Где трудоустраиваются банкиры
В банках рассказывают, что работники сейчас соглашаются буквально на все, особенно руководящий состав. И не сильно протестуют против введения системы с KPI. С одной стороны, все понимают, что без этого сложно будет поднять прибыльность финучреждений, находящиеся на грани выживания. С другой — банкиры не хотят терять хорошие должности и оклады. Люди стали больше дорожить своими рабочими местами. Ведь, чтобы не говорилось о наличии вакансий на финансовом рынке, сейчас непросто найти хорошую работу.
Работодатели при выборе персонала ищут самых лучших, пользуясь ростом безработицы в банковской сфере.
«Работодатели любят кандидатов из банков с иностранным капиталом или топ-10 банков. Так как они уже были отобраны и прошли школу ведения бизнеса, основываясь на лучших мировых практиках. Это касается бизнес-процессов, корпоративного управления, корпоративной культуры и т.д. Они привыкли постоянно обучаться и многие владеют английским языком», — рассказала «Минфину» партнер рекрутинг-агентства Ostrovska Talent Acquisition Алеся Кондратюк.
Когда банкиры увольняются, они далеко не всегда находят работу в других банках. Одно время распространенной практикой было трудоустройство в финансовых компаниях, которые активно развивались. Особенно в тех, что сделали ставку на розничное кредитование населения — там нужны навыки и опыт банкиров.
В 2020 году финансисты стали чаще менять сферу деятельности. Уходят в другие отрасли экономики.
«Люди, покидающие банк, зачастую ищут другие сферы деятельности — это IT, агросектор, FMCG», — уточнила Наталия Лукаш.
Все чаще наши специалисты стали уезжать на заработки в другие страны, некоторые набравшись опыта, возвращаются. Надежда Островская привела «Минфину» нескольких таких примеров:
- Заместитель председателя, руководитель private-banking Укрсиббанк BNP Paribas Александр Александров с 2015 года работает за рубежом;
- Директор по персоналу Platinum Bank Денис Бродский сейчас занимает позицию Chief People Officer в болгарском банке TBI;
- Глава digital-banking Alfa-bank Belarus Ольга Филипенко вернулась из Беларуси и теперь занимает позицию исполнительного директора в Альфа-Банк Украина.
Елена Лысенко для «Минфина»