«Минфин» разбирался, станет ли от этого жить лучше персонал украинских компаний, как это обещает власть, и как новация изменит наш рынок труда.

Что общего у украинцев и американцев

Поэтапное повышение минимальной зарплаты премьер анонсировал еще в июле. Согласно заявленным планам зарплатная минималка должна вырасти:

  • с 1 сентября — с 4,7 тыс. до 5 тыс. грн (+5,9%);
  • с 1 января 2021 г — с 5 тыс. грн до 6 тыс. грн (+20%);
  • с 1 июля 2021 г — с 6 тыс. грн до 6,5 тыс. грн (+8,3%).

Формально, сейчас у власти есть все основания немедленно претворить этот план в жизнь. Ведь официальные заработки украинцев снова начали расти. Согласно свежим статистическим данным, уже в первый месяц лета средняя зарплата превысила докризисный уровень. В июне этот показатель достиг 11,579 тыс. грн против 11,446 тыс. грн в марте и 10,783 тыс. грн в июне прошлого года.

Эти данные выглядят, мягко говоря, неожиданно: рост зарплат был зафиксирован на фоне плачевного состояния экономики. По данным Госстата, например, промпроизводство в июне снизилось на 5,6% (год к году), строительная отрасль просела на 1,7%.

Действительно, иногда экономические реалии могут сильно удивить. Например, во время нынешнего кризиса своего исторического максимума достигли доходы американцев. В годовом исчислении они составили $20,34 трлн, тогда как ранее не превышали $19 трлн.

Хотя, если углубиться в тему, этой «аномалии» найдется вполне логичное объяснение – беспрецедентные размеры государственной поддержки домохозяйств. Штаты столь щедро спонсировали своих граждан, что пособия по безработице 2/3 уволенных работников оказались выше, чем их предыдущие зарплаты.

Бюджетное управление Конгресса посчитало, что если льготы по пособиям по безработице продлить до конца 2020 г, то доходы 5/6 их получателей будут больше, чем если бы они работали.

Читайте также: Обновленный реестр предпринимателей заработал. Что изменилось

У нас же все выглядит так, что работодатели, которые все еще переживают кризис, начали массово увеличивать зарплаты своим сотрудникам. Этот казус отчасти подтверждает и рост уплаченного ЕСВ.

Но в реальной жизни вряд ли кто-то сможет привести хоть несколько примеров, когда бы компания с падающей прибылью стала бы увеличивать расходы на фонд оплаты труда.

Так за счет чего же тогда улучшается благосостояние украинских работников и улучшается ли оно вообще?

Кто «сделал» статистику

Представители власти традиционно поясняют рост зарплат начавшимся восстановлением хозяйственной деятельности предприятий. В действительности причин этого явления может быть несколько.

Во-первых, в июне традиционно стартует сезон массовых отпусков. Соответственно, бухгалтерия бюджетной сферы начисляет отправляющимся на отдых не только зарплаты, но и «отпускные», «оздоровительные» и другие доплаты.

Читайте также: В июне некоторые чиновники НБУ получили более 65 тысяч зарплаты

Именно этим объясняется то, что средняя начисленная зарплата в июне, в сравнении с остальными месяцами года, выросла почти на 18%. Именно этим также объясняется и то, что зарплаты резко возросли именно в бюджетной сфере, тогда как в частном секторе им еще очень далеко до докризисного уровня.

Во-вторых, формальный рост средней зарплаты может быть связан с продолжающимися сокращениями и увольнениями тех, кто работает официально. Поскольку уволенным должны выплачивать не только зарплату за отработанный месяц, но и выходное пособие.

В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, средняя зарплата по стране растет за счет того, что работы (по крайне мере, официальной) лишаются наименее оплачиваемые (а потому и самые социально уязвимые) сотрудники.

«Сокращается общее количество рабочих мест. Часть уходит в тень. Причём уходят те, кто декларировал минимальную зарплату. Те, кто декларирует высокую зарплату, в тень уйти не могут. Когда из общего учета выпадают минимальные значения, а максимальные остаются — статистика показывает рост заработных плат», — говорит экс-министр социальной политики Андрей Рева.

Дело в том, что согласно методике Госслужбы статистики, для определения средней зарплаты по стране берется весь зарплатный фонд государства и делится на всех работающих не менее половины отчетного месяца официально.

Таким образом, из статистического наблюдения выпадают те, кто трудится неофициально. Кроме того, статистика не учитывает и динамику зарплат сотрудников, которые оформлены своим предприятием как частные предприниматели.

Во время карантина предприятия массово срезали «своим» ФОПам зарплаты. Но формально это отразилось в статистике как уменьшение доходов частных предпринимателей, а не сокращение зарплат.

Наконец, нужно учитывать еще и тот факт, что в июне продолжили расти зарплатные долги – на 1,1%. Иными словами, работникам начислили зарплату, а вот денег они не получили. В деньгах работодатели задолжали работникам по состоянию на 1 июля 3,146 млрд грн.

На работающие предприятия приходится 61,8% долгов. По сферам деятельности долги в июне больше всего увеличились в общепите и отельном бизнесе – на 25,3%.

По сути, после ослабления карантина и возобновления работы сотрудникам, занятым в этих сферах, начали начислять зарплату. По сравнению с маем, к примеру, в том же общепите рост зарплат составил аж 35,2%. Но вот реально выплатили лишь менее трети от заработанного.

Один из самых высоких показателей роста зарплатной задолженности – в здравоохранении. В июне она выросла на 14,4%. Врачам и медсестрам исправно начисляют «коронавирусные» надбавки. Но реальных денег медики, как видно из статистики, не получают.

Кого затронет повышение зарплатной минималки

Тем не менее, с 1 сентября минимальная зарплата в стране может вырасти до 5 тыс грн. Проект соответствующих изменений в бюджет-2020 уже зарегистрирован в парламенте и депутаты готовы его рассмотреть.

Оставим за кадром вопрос, почему такое решение будет приниматься перед самыми выборами. И сосредоточимся на государственных финансах. Повышение минимальной зарплаты автоматически потянет за собой перерасчет зарплат бюджетников. И на это потребуются значительные средства. 

Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, дополнительные расходы на повышение «минималки» и должностных окладов планируется покрыть за счет экономии на обслуживании госдолга. 

3,5 млрд грн — такая дополнительная сумма якобы высвободилась из-за отклонения фактического курса от прогнозного, т.е. учитывавшегося при верстке бюджета. 

Кроме того, планируется увеличить плановые налоговые поступления  на 541,3 млн грн: 80 млн грн намерены дополнительно собрать  от «внутреннего» НДС и  на 461,3 млн грн увеличить план поступлений от НДФЛ. 

Что это означает для бизнеса? — Увеличение расходов на фонд оплаты труда. Поскольку зарплаты персонала придется дотягивать как минимум до 5 тыс грн. Бизнес от таких инициатив явно не в восторге. 

«В случае реализации озвученных планов ощутимо возрастет максимальная величина базы начисления единого социального взноса. Самый ощутимый удар будет нанесен именно по добросовестным налогоплательщикам, которые открыто выплачивают заработную плату своим работникам», — заявили в Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА).

В ЕБА предупредили, что решение повысить минимальную зарплату сейчас создаст неконкурентные условия для добросовестных налогоплательщиков: они будут проигрывать тем, кто уклоняется от выплаты официальной зарплаты.

«Можно ожидать уменьшения официальной занятости, сокращение расходов на оплату труда и, в конце концов, сокращение бюджетных доходов», — говорится в официальном комментарии Ассоциации.

Действительно, государство не может заставить работодателей помимо их воли платить больше персоналу. Бизнес отреагирует на это десятками проверенных схем — от перевода сотрудников на неполный рабочий день до банального увеличения доли зарплаты, которая выплачивается в «конверте». 

Инициатива власти увеличит налоговую нагрузку и на малый бизнес, который особенно уязвим в период кризисов, и на граждан. Ведь к зарплатной минималке привязан размер минимально необходимой суммы ЕСВ, которую платят «упрощенцы». Этот индикатор учитывается и при расчете многих других налогов, например, налога на недвижимость. 

Ведущие экономисты уже предупредили, что увеличение зарплат, не поддержанное соответствующим ростом производительности, чревато ростом цен. Шок в виде резкого увеличения «минималки» заставит многие бизнесы перевести высокие издержки на конечного потребителя.

И наконец, результатом насильственного повышения зарплат может стать рост кредитных ставок. Все просто: раскручивание инфляции, скорее всего, заставит НБУ снова начать повышение учетной ставки.

Читайте также: Депозитные ставки продолжают медленно таять

Более того, банки могут и сами начать повышать ставки по депозитам, чтобы покрыть для клиентов растущую инфляцию. А за ростом депозитных ставок снова пойдут в рост и цены на кредиты.