Июльские продажи стали максимальными в этом году, несмотря на карантин и непростую ситуацию в экономике. Если так пойдет дальше, рынок уже вскоре наверстает упущенное за время карантина. По итогам 7 месяцев он всего на 1,7% отстает от статистики прошлого года.

По темпам роста автопродаж Украина — одна из первых в Европе.

На рынке б/у авто — еще больший ажиотаж. По данным ассоциации «Укравтопром», в июле первую регистрацию прошли 34,3 тыс. авто, что на 17% больше, чем в июне, и на 43% — чем в июле 2019-го.


Кто в тройке лидеров продаж

Существенно нарастить продажи удалось большинству автосалонов. Скажем, по Volkswagen рост превысил 280%, по Nissan — 51%, Ravon — почти 62%, Renault — 44%, Audi — 48%. В «минусе» — только Kia. По данным Autoconsulting снижение продаж превысило 35%.

«В связи с этим в топ-3 автопродаж произошла рокировка. Kia, которая до этого занимала третью позицию, уступила место Skoda. Первые две строки в списке лидеров остались неизменными — Renault с долей рынка в 18,5%, и Toyota (14,3%)», — рассказал глава Autoconsulting Олег Омельницкий.

Читайте также: НБУ изменит требования к участникам платежного рынка

В июле ударными темпами росли также премиальный и эконом-сегменты. Скажем, по Audi зафиксирован плюс в 48%, по BMW — 31%, по Lexus — 22%. «В сегменте недорогих авто — настоящий взрыв продаж: по Chery — плюс 41,4%, по Ravon — почти 62%, по JAC (+150%)», — констатирует Олег Омельницкий.

Пять причин ажиотажного спроса

Украинцы потянулись в автосалоны по нескольким причинам. Во-первых, сказался отложенный спрос. Многие граждане, мечтающие обновить авто, тянули со сделкой из-за карантина.

В июне люди вернулись на работу и стали понимать свои дальнейшие перспективы по зарплатам. Поэтому те, у кого уже лежала наготове нужная сумма, решили, что как раз пришло время покупать.

Во-вторых, этот период совпал с ростом курса доллара. Возникло так называемое «валютное окно», когда курс доллара уже пошел вверх, а гривневые цены в автосалонах не изменились.

«У потенциальных покупателей, которые хранят сбережения в валюте (а таких большинство), появилась возможность сэкономить на разнице курсов, которой многие и воспользовались», — отмечает PR-менеджер «Ниссан Украина» Владимир Иванов.

Читайте также: Почему НБУ может и в дальнейшем успешно бороться с ростом цен

Плюс — многие автосалоны в прошлом месяце проводили различные акции, что сделало цену на новые машин еще более привлекательной.

Еще один фактор рекордного роста в июле — разблокировка поставок авто. До этого, в мае-июне, на нашем рынке наблюдался дефицит иномарок из-за сбоя производства на заграничных площадках автоконцернов.

В статистике учитываются регистрации машин. Поэтому даже проплаченные в прошлых месяцах иномарки попали уже в июльские отчеты, поскольку были поставлены на номера именно в этом месяце.

«Отдельные заводы Nissan были на карантине, поэтому возникли перебои с поставками. Сейчас импорт разблокирован, то есть, физически авто доступны в Украине, что позволило реализовать отложенный спрос», — говорит Владимир Иванов.

Свой вклад в общую копилку авторынка внесли и корпоративные клиенты. По данным ассоциации «Укравтопром» в июле спрос на новые коммерческие авто вырос на 11% (было продано почти 1,2 тыс. машин).

Чаще всего компании обновляли автопарки моделями:

  • FIAT (275 штук),
  • PEUGEOT (164 штук),
  • RENAULT (27 штук),
  • MERCEDES-BENZ (80 штук),
  • FORD (72 штук).

Практически все продавцы из топ-5 сумели нарастить продажи, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем некоторые — более чем вдвое.

Рост в корпоративном сегменте также объясняется выходом из карантина — многие компании не спешили обновлять автопарки пока не станет понятно, как они будут работать в будущем.

Кто подогрел спрос на б/у иномарки

Для продавцов подержанных машин июль выдался еще более удачным, чем для автосалонов. По данным ассоциации «Укравтопром» в прошлом месяце первую регистрацию прошло 34,4 тыс. машин с пробегом. Это на 17% больше, чем в июне и на 43% превышает аналогичные показатели прошлого года.

То есть, авторынок в июле на 80% состоял именно из б/у машин.

Самыми популярными среди украинцев оказались:
Volkswagen (5,6 тыс. штук),
Ford (3,4 тыс. штук),
Skoda ( 2,8 тыс. штук),
Renault (2,7 тыс. штук),
Nissan (1,9 тыс. штук).

За 7 месяцев этого года в Украину завезли больше 173 тыс. б/у авто, что вчетверо больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Причин рекордного спроса на подержанные авто несколько.

Во-первых, во время карантина многие граждане оказались «невыездными». Поэтому задумались о приобретении собственного авто. Эта категория покупателей интересуется преимущественно самыми дешевыми авто — до $3-4 тыс.

«Если до карантина люди смотрели на «середнячков» — до $7-8 тыс., то теперь — чем дешевле, тем лучше. Главное — чтобы авто было на ходу и недорого обходилось в эксплуатации. Самые популярные — авто 2000-х годов выпуска: Volkswagen, Ford (3,4 тысячи), Renault», — рассказал нам один из продавцов, занимающийся перепродажей машин.

Во-вторых, сформировался немалый отложенный спрос.

Почему подорожали подержанные иномарки

В б/у сегменте к маю назрел настоящий кризис. Из-за жесткого карантина в США и Европе поставки иномарок полностью прекратились.

Но вскоре возникла новая схема — появились посредники, которые за 500-600 евро организовывали «коридоры» для «гонщиков». Людей снабжали документами, которые позволяли им съездить в Европу в качестве заробитчан или представителей европейских фирм.

Читайте также: Еврокомиссия согласовала программу помощи для Украины на 1,2 миллиарда евро

Поставки разблокировались, хотя и не в полном объеме. Но б/у авто из Европы подорожали, так как «гонщики» заложили новые расходы в ценник. Недорогие машины прибавили в цене до 300 евро, а те, что подороже — 500-700 евро.

Впрочем, дефицит на рынке все еще есть. Посредники рассказывают, что у них сформировались своего рода «листы ожидания». Потенциальные покупатели присматривают авто на иностранных площадках и формируют на них заказ, оставляя задаток. Посредники берутся доставить машину как только предоставится такая возможность.

Также начали формировать целые партии, за которыми из Украины едут специальные автовозы. Водители автовозов могут выехать в Европу, так как имеют специальные разрешения на пересечение границы. Эта услуга сейчас стоит порядка тысячи евро (на среднестатистическом автовозе за один раз можно доставить 8 легковушек).

При этом коммерческие авто, в частности, микроавтобусы, автовозы не берут, так что в этом сегменте дефицит машин с пробегом нарастает. Поэтому цены на авто в хорошем состоянии начали расти.

Почему упали продажи электромобилей

Интересно, что на фоне общего бума на б/у рынке продажи электромобилей, наоборот, ушли в минус.

По данным ассоциации «Укравтопром» в июле украинцы поставили на учет меньше 800 электрокаров, что на 3% меньше, чем в июне и на 6% — чем за аналогичный период прошлого года. В ассоциации спад спроса поясняют законодательной путаницей.

С июне парламент отдельным законом утвердил изменения в таможенном тарифе, который с июля изменил кодификацию электромобилей.

Но в Налоговый кодекс соответствующие изменения внести «забыли». Поэтому оказалось, что льгота по НДС (0%) на электромобили уже под вопросом, что сразу же прибавляет к ценнику 20%.

Хотя позже ГТС в своем письме пояснила — все льготы на электрокары сохраняются — многие покупатели решили выждать. Поэтому в ближайшие месяцы ожидается увеличение продаж электрокаров.

Что дальше

Главный вопрос — что ждет украинский авторынок в ближайшей перспективе. Вариантов несколько.

Для сегмента новых авто дальнейшие рекорды под вопросом. Если курс доллара и евро станет и дальше расти, продавцы будут оперативно переписывать ценники (многие уже начали это делать). Подорожание может притормозить дальнейшие продажи. Плюс из-за сбоев в производственном цикле могут возникнуть задержки в поставке новинок.

Читайте также: Рейтинг застройщиков Киева: кто сдал в эксплуатацию 405 тысяч «квадратов»

«Скажем, мы планировали презентовать новый Nissan Juke в августе-сентябре. Но поставки сдвигаются, поэтому презентацию перенесли дальше на осень», — рассказал Владимир Иванов.

Но автосалоны нацелены на то, чтобы удержать рекордные продажи как можно дольше. К примеру, некоторые начали давать дополнительные скидки на машины. Скидки на отдельные модели (преимущественно 2019 года выпуска) достигают 20-25%.

Также многое зависит от возможности купить авто в кредит. «Многие клиенты хотят получить рассрочку. И по моделям и по финансовым условиям люди выбирают предложения, которые позволят им совершить покупку с выгодой», — отмечает Иванов.

На рынке б/у авто все будет зависеть от доступности самих автомобилей. Хотя начали работать новые схемы, поставки пока идут не так активно, как до карантина, а цены на машины растут. Из-за этого многие могут отложить покупку до лучших времен.

Но ключевой фактор, как по новым, так и по б/у авто – перспективы второй волны пандемии и ухудшение экономической ситуации. Если с осени пойдет вторая волна коронавируса (а такие прогнозы есть), авторынок ждут нелегкие времена.