Глава Совета НБУ Богдан Данилишин написал на своей странице в фейсбуке, почему это пойдет на пользу экономике. «Минфин» выбрал главное.
Выравнивание диспропорций в оплате труда
Если в 2016 году соотношение минимальной и средней заработной платы в экономике составило лишь 30%, то в 2017 году после повышения минималки с 1 600 грн до 3 200 грн оно возросло до 45%. В 2019 году это соотношение снизилось до уровня менее 40%, поэтому запланированное повышение минималки в сентябре позволит восстановить его до 45%.
Для сравнения: соотношение минимальной и средней заработной платы на уровне 45-55% поддерживается в большинстве стран Восточной, Центральной и Южной Европы (Хорватия, Польша, Румыния, Чехия, Албания, Венгрия, Словакия) и стран Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония) .
Читайте также: Бизнес раскритиковал законопроект Зеленского о повышении «минималки»
Развитие внутреннего рынка
Одним из основных факторов развития отечественной экономики является расширение емкости внутреннего рынка. Увеличение доходов граждан Украины позволяет увеличить потребление товаров и услуг (доля потребительских расходов в структуре совокупных расходов домохозяйств стабильно превышает 90%).
Это будет стимулировать увеличение инвестиций в расширение производства как отечественными, так и зарубежными стратегическими инвесторами. В свое время такую стратегию применил Китай, который сейчас является не только крупнейшим рынком в мире, но и самой производственной площадкой для товаров, потребляемых во всем мире.
Детенизация экономики
Почти треть штатных работников в Украине по всем видам экономической деятельности получает заработную плату, близкую к минимальному значению. Однако совокупные расходы в среднем за месяц в расчете на одно домохозяйство в 1,5-2 раза выше.
Поскольку именно из фонда оплаты труда уплачивается налог на доходы физических лиц и единый социальный взнос, очевидно, что выплата низкой официальной заработной платы позволяет работодателю минимизировать налоговую нагрузку на фонд заработной платы.
На мой взгляд, необходимо совершенствовать налоговую систему, в том числе путем отмены ограничений на размер заработной платы, с которой уплачивается ЕСВ. В то же время, шаг в направлении повышения минимальной заработной платы будет способствовать выведению части фонда оплаты труда из тени и повышению доходов государственного бюджета.
Читайте также: Денис Шмыгаль: Безработица в Украине существенно сокращается
Повышение уровня жизни граждан
По паритету покупательной способности (ППС) — по объему товаров и услуг, которые может приобрести гражданин Украины с учетом уровня цен, который получает среднюю заработную плату, — Украина вдвое уступает другим странам Европы.
Например, в Польше, рынок труда которой является магнитом для рабочих из Украины, заработная плата по ППС является выше среднеевропейской. Это не создает давления на цены, но стимулирует повышение производительности труда и внутреннюю занятость, которая частично покрывается за счет трудовой миграции.
Учитывая то, что в 2019 году и в 1 квартале 2020 года впервые в истории независимости Украины сбережения населения стали отрицательными, государственная политика, направленная на повышение уровня доходов граждан, является не только оправданной, но и необходимой.
В то же время, правительству нужно учитывать риски усиления инфляционного давления вследствие повышения минималки. Для их минимизации правительству совместно с Нацбанком нужно принимать меры и специальные программы, направленные на стимулирование внутренней экономической активности и увеличение предложения товаров и услуг. В частности, в рамках Государственной программы «5-7-9».
А Министерству финансов и Государственной налоговой службе Украины стоит усилить внимание к мониторингу уплаты налогов, начисляемых на фонд оплаты труда с целью предотвращения схем по их минимизации, в частности, из-за формального перевода наемных работников на частичную занятость.