Почему помощь МСБ особенно важна
Малый и средний бизнес (МСБ) – крупнейший работодатель в мире. По подсчетам Всемирного банка, 7 из 10 рабочих мест создаются именно ими. В ЕС по состоянию на 2018 г 97,74% всех рабочих мест было создано МСБ. В частности 45,53% – микропредприятиями (до 10 работающих и до 2 млн евро оборота) .
В Украине по состоянию на ту же дату МСБ имели 6,9 млн рабочих мест (79%) и создали 1,6 трлн грн добавленной стоимости (64%).
МСБ обычно мобильнее с точки зрения адаптации к экономической среде. В то же время они не имеют таких финансовых «подушек безопасности», как крупные корпорации. Поэтому пережить остановку в работе и сохранить рабочие места им гораздо сложнее.
Читайте также: Потеря проектов, новые каналы монетизации: как креативщики пережили карантин
Кризис нанес МСБ удар со стороны предложения: из-за введенных ограничений пострадали каналы поставок материалов и доставки продукции. Некоторые предприятия попали под прямое административное ограничение работы. Нередко сотрудники не могли попасть на работу из-за ограничений передвижения или потребности заниматься детьми после закрытия школ и детсадов.
Не менее болезненным для МСБ стало резкое сокращение спроса. Прежде всего, в силу падения доходов, а также резкого ухудшения экономических ожиданий.
Финансовая подушка у таких предприятий невелика.
Так, февральское исследование в Китае показало, что в условиях кризиса трети МСБ средств хватит только на покрытие расходов в течение одного месяца, еще трети – на два месяца.
Другое исследование, проведенное в Италии в апреле, показало, что 72% таких фирм пострадали из-за кризиса. В частности, треть ожидала падения доходов более чем на 15%.
Особенно сильно кризис ударил по транспорту, туризму, сфере моды.
В условиях карантина предприятия сокращают или прекращают производство товаров/оказание услуг, что уменьшает поступление средств.
Однако фиксированные расходы МСП остаются почти неизменными: они всё равно должны платить за аренду и коммунальные услуги, выплачивать зарплату, возвращать кредиты банкам, платить налоги.
Чтобы помочь МСП пережить кризис, необходимо отложить, сократить или частично покрыть их расходы и/или предоставить им средства для покрытия этих расходов. Именно на это ориентировались государства, когда формировали антикризисные пакеты для МСБ.
Выделить и оценить антикризисные меры, адресованные МСБ, часто невозможно. Поскольку значительная часть пакетов помощи рассчитана на все предприятия, а не только МСП (например, налоговые льготы или помощь в сохранении рабочих мест).
Правительственные пресс-релизы о пакетах помощи часто не содержат данных о распределении средств по направлениям. Также, несмотря на международные усилия, пока нет сопоставимой статистики о государственной помощи МСБ.
Общее представление о размере помощи дает информация о суммах государственных мер в ответ на пандемию в отдельных странах Европы и США.
Государственные бюджетные меры в ответ на пандемию COVID-19, % ВВП 2019 года
Страна | Непосредственные бюджетные меры * | Налоговые каникулы** | Ликвидность / гарантии*** | Дата обновления |
Бельгия | 1,4% | 4,8% | 21,9% | 03.06.2020 |
Дания | 5,5% | 7,2% | 4,1% | 01.07.2020 |
Франция | 4,4% | 8,7% | 14,2% | 18.06.2020 |
Германия | 13,3% | 7,3% | 27,2% | 03.06.2020 |
Греция | 3,1% | 1,2% | 2,1% | 05.06.2020 |
Венгрия | 0,4% | 8,3% | 0,0% | 25.03.2020 |
Италия | 3,4% | 13,2% | 32,1% | 22.06.2020 |
Нидерланды | 3,7% | 7,9% | 3,4% | 27.05.2020 |
Португалия | 2,5% | 11,1% | 5,5% | 04.05.2020 |
Испания | 3,7% | 0,8% | 9,2% | 23.06.2020 |
Великобритания | 4,8% | 1,9% | 14,9% | 30.04.2020 |
США | 9,1% | 2,6% | 2,6% | 27.04.2020 |
*Бюджетные расходы или отказ от поступлений в бюджет. | ||||
**Отсрочка уплаты налогов /социальных платежей. | ||||
***Гарантии по кредитам, кредиты, экспортные гарантии. | ||||
Источник: Anderson et al., 01.07.2020
Размер пакета помощи в ответ на пандемию COVID-19, % ВВП
Источник: ЄБРР, по состоянию на середину мая
Как помогают «малышам»
Экспертная платформа, исследовав практику различных стран по поддержке МСБ, обнаружила 7 форм такой поддержки. Правительства на практике применяли более чем одну из них.
1. Прямая помощь МСБ как работодателям, а также самозанятым была применена в большинстве из 52 рассмотренных стран. Это может быть единовременная выплата определенной фиксированной суммы. Например, во Франции самозанятым выплачивают 1500 евро, в Чехии – 600 евро.
Также это может быть компенсация определенного процента среднемесячной заработной платы, если работодатель продолжает выплачивать зарплату. Например, в Ирландии – компенсация до 70%, но из расчета не более 410 евро в неделю.
Некоторые страны смягчили нормы трудового законодательства, чтобы дать большую гибкость МСБ в рабочем графике и позволить сохранить занятость. Иногда правительства решали покрывать больничные за государственный счет.
2. Отсрочка уплаты, уменьшение размера налогов или сборов, арендной платы и/или коммунальных платежей. Это касается ограниченного количества платежей и неширокого круга МСБ.
Например, в Испании ввели налоговые каникулы по налогу на прибыль на 6 месяцев. В Бразилии сроком на 3 месяца наполовину сокращены взносы в систему социальной защиты и введены налоговые каникулы по корпоративному налогу.
В Бельгии объявлены налоговые каникулы по местным налогам и налогу на недвижимость, а также по коммунальным платежам. Одновременно приостановлены штрафные санкции за опоздание с уплатой налогов и представлением налоговой отчетности.
3. Распространенным было введение моратория на погашение кредитов для МСП (процентов и/или тела) на несколько месяцев (преимущественно 3-6).
Такой мораторий мог вводиться на уровне государства решением правительства или регулятора (как в Малайзии) или распространяться только на кредиты в государственных банках.
Часто кредитные каникулы предлагались самими банками (во многих странах ЕС). Со своей стороны финансовые регуляторы поддержали эти моратории и временно смягчили некоторые свои требования. В Великобритании и Чехии введен временный мораторий на выселение предприятий-арендаторов за несвоевременный взнос арендной платы.
4. В целях поддержки оборотного капитала МСБ государства создали новые (Дания) или усилили действующие системы предоставления займов и гарантий по кредитам.
Это происходило путем:
- вливания дополнительного капитала (как в ФРГ и Италии),
- увеличения гарантированной части кредита (Франция и Израиль),
- уменьшения стоимости кредита/гарантии (Польша, Чехия, Нидерланды, Франция), открытия систем кредитования для новых участников (например, в Австрии – для самозанятых).
Государственные гарантии позволяют МСБ получить кредит дешевле, а иногда – вообще получить банковский кредит, недоступный из-за нехватки залога.
Такие программы реализуются через специальные государственные фонды, госбанки или через сеть банков-участников. Поддержка может быть универсальной, а может фокусироваться на наиболее пострадавших областях. Например, в Бразилии такие программы сосредоточены в сферах туризма и услуг.
5. В отдельных случаях государства предлагали МСП гранты и субсидии. Круг получателей обычно ограничен размером предприятий (микро или микро- и малые). Критерием также часто выступает степень поражения отрасли/предприятия последствиями коронакризиса.
Нередко гранты доступны только для МСБ определенного направления деятельности (например, экспорт или туризм). Гранты преимущественно ограничены определенной фиксированной суммой. Во Франции – до 1500 евро в месяц для малых компаний с оборотом до 1 млн евро, если их оборот сократился на 70% и более. В Великобритании – от 3000 до 10000 фунтов стерлингов. При этом МСБ в сфере розничной торговли, гостиничном бизнесе и сфере развлечений могут получить до 25000 фунтов стерлингов.
Читайте также: Как налог на выведенный капитал поможет бизнесу
6. С целью адаптации к новым условиям государства предоставляют бизнес-консультации, информационную поддержку, помощь в овладении новых навыков и необходимых знаний. Спектр идей широк.
Так, в Бельгии это поиск рынков, а в Китае – поощрение крупных корпораций сотрудничать с МСБ. Также в КНР продвигаются новые технологии, бизнес-модели и методы работы МСБ. В частности, бесконтактная доставка, стандартизированная упаковка свежих продуктов, онлайн-методы работы.
В Аргентине, Испании, Словении, Франции, Японии стимулируется распространение дистанционных методов работы мелких предприятий. В Латвии разрабатываются финтех-решения для лучшего доступа МСБ к финансированию.
Во многих странах стимулируются инновационные предприятия и стартапы (Ирландия, Китай, Латвия, Польша, Финляндия, Франция). Часто правительства финансируют профессиональную подготовку.
В Австралии государство компенсирует 50% зарплаты стажеров на 9 месяцев. В Китае предоставляется бесплатный доступ к учебным онлайн-платформам. В Новой Зеландии и Португалии выделены бюджеты на переподготовку лиц, потерявших работу.
В Малайзии сельскохозяйственные мелкие предприяти обучают продавать продукты онлайн. В Ирландии микро- и малым предприятиям (до 50 работников) предлагаются ваучеры стоимостью до 2500 евро на консультационные услуги по разработке кратко- и среднесрочных стратегий в условиях пандемии.
7. Существует также широкий спектр прочих мер.
Например:
- временная отмена санкций за несвоевременное выполнение государственных контрактов (Бельгия, Франция),
- облегчение валютных и таможенных процедур (Китай, Южная Корея),
- повышение порога для объявления банкротства по требованию кредитора (Австралия),
- реклама национальной туристической отрасли (Малайзия).
Информация о мерах поддержки МСБ в разрезе каждой страны представлена в таблице. Общая закономерность: более масштабная поддержка предлагается более богатыми и более пораженными пандемией странами.
В ЕС меры стран-членов поддерживаются Европейской Комиссией за счет общего бюджета.
Целевые правительственные меры по поддержке малых и средних предприятий в ответ на пандемию COVID-19
Країна | Поддержка занятости | Гранты | Кредити / гарантии по кредитам | Кредитные каникулы | Налоговые меры / каникули | Компенсация отдельных расходов | Бизнес-консультации | Другие меры |
Австралия | + | + | + | + | + | - | - | + |
Австрия | - | + | - | - | - | - | - | + |
Албания | + | - | - | + | - | - | - | - |
Аргентина | + | - | + | - | + | + | - | - |
Бельгия | + | + | + | - | + | - | - | + |
Болгария | + | + | - | + | - | - | - | |
Босния и Герцеговина | + | - | - | - | - | - | - | - |
Бразилия | + | - | + | + | + | - | - | - |
Великобритания | + | + | + | - | + | + | - | - |
Армения | + | + | + | + | + | - | - | - |
Грециія | + | + | - | - | + | + | + | - |
Грузия | - | - | - | + | - | - | - | - |
Эстонія | + | - | + | - | - | - | - | - |
Израиль | + | + | - | - | - | - | + | |
Индия | + | - | + | + | + | - | - | - |
Ирландия | + | - | + | - | + | - | + | - |
Исландия | + | - | - | - | + | - | - | - |
Испания | + | - | + | - | + | + | - | - |
Италия | + | + | - | + | + | - | - | - |
Казахстан | - | - | + | - | + | - | - | - |
Канада | + | - | + | + | + | - | - | - |
Китай | + | + | + | + | + | + | + | + |
Респ. Корея | + | + | + | + | + | + | + | |
Латвия | + | - | + | + | + | - | + | - |
Литва | + | - | + | + | - | - | - | |
Македония | + | - | - | - | - | - | - | - |
Малайзия | + | + | + | + | + | + | + | + |
Молдова | - | - | - | - | + | - | - | - |
Нидерланди | + | + | + | + | + | |||
Нова Зеландия | + | - | + | - | + | + | + | - |
Норвегия | + | - | + | - | + | + | - | - |
Польша | + | - | + | - | + | - | - | - |
Португалия | + | - | + | - | + | + | - | -- |
Россия | + | - | - | + | + | - | - | - |
Румыния | - | + | + | + | + | + | - | - |
Сербия | + | - | - | + | - | - | - | - |
Словакия | + | - | - | - | + | + | - | - |
Словения | + | - | - | + | + | + | - | - |
США | + | + | + | + | + | - | + | - |
Тайланд | + | - | + | + | + | + | - | + |
Турция | + | - | + | + | + | - | - | + |
Венгрия | + | - | + | + | + | - | - | + |
Украина | - | - | + | + | + | - | - | - |
Филиппины | + | - | - | + | - | - | - | + |
Финляндия | + | + | + | - | - | - | + | - |
Франция | + | + | + | - | + | + | + | - |
ФРГ | + | + | + | - | + | - | + | + |
Хорватия | + | - | + | - | + | - | - | - |
Чехия | + | + | + | + | - | - | - | |
Чили | + | - | + | - | + | - | - | - |
Швеция | + | - | - | - | + | + | - | - |
Япония | + | + | + | - | + | - | + | - |
Источник: на основе Map of SME-Support Measures in Response to COVID-19, World Bank, 14.04.20 (время введения основной массы мер, которые позднее могли расширяться/увеличиваться)
Общим правилом является выделение средств только малым предприятиям, которые не имели просрочек по кредитам до начала кризиса и остаются в дальнейшем жизнеспособными. Часто требуется сохранение рабочих мест на предприятии-заемщике.
Во всех исследованных случаях финансовая помощь малому бизнесу предоставляется прежде всего правительством напрямую (через уполномоченные государственные учреждения и фонды) или через государственные или уполномоченные банки.
Именно правительства тратят средства бюджета и имеют право оказывать помощь предприятиям. Центральным банкам это делать запрещено. Зато последние создают благоприятные условия для финансирования:
- обеспечивают надлежащую ликвидность банков,
- принимают регуляторные смягчения для финучреждений, предлагающих кредитные каникулы или новые займы для МСБ.
Лишь в нескольких исключительных случаях ведущие центральные банки предлагали целевые дешевые займы банкам, которые кредитовали МСБ.
- Много шагов навстречу своим клиентам из числа малого бизнеса сделали сами банки:
- предложения опций налоговых каникул или реструктуризации,
- временная отмена пени и дополнительных взысканий за отсрочку платежей для бизнес-кредитов,
- обеспечение ускоренной процедуры выдачи кредита в случае затруднительной ситуации с деньгами (распространено в ЕС).
Как поддерживают МСБ в Украине
Наше государство применило общемировые подходы к поддержке МСБ во времена коронакризиса:
- налоговые преференции (отмена в определенных случаях платы за землю и ЕСВ, увеличение лимитов годового дохода для ФЛП 1-3 групп); увеличение лимитов доходов для предпринимателей; продление срока представления годовой декларации;
- мораторий на налоговые проверки и меры государственного контроля;
- владельцам МСБ, имеющим наемных работников, оказывается помощь по частичной безработице;
- поддержка агробизнеса;
- адаптированная к новым условиям государственная программа доступных кредитов 5-7-9% (для микро- и малого бизнеса). В частности, появилась возможность получения в течение карантина кредитов или финансирования оборотного капитала под ставку от 0%;
- создана возможность дистанционного оформления некоторых справок и разрешений от госорганов.
Правительство утвердило Программу стимулирования экономики для преодоления последствий эпидемии COVID-19, которая включает предложения по поддержке МСБ.
Со своей стороны НБУ предложил банкам еще в марте 2020 г ввести особый льготный период обслуживания кредитов на время действия карантина для населения и бизнеса – «кредитные каникулы».
НБУ также обеспечивал благоприятную среду для сохранения бизнеса с монетарной (снижение ключевой ставки, предоставление рефинансирования) и регуляторной (отсрочка новых требований к капиталу, стресс-тестов и проверок, требований к отчетности банков, другие смягчения) точки зрения.
Что дальше
Похоже, ни одна страна не готова снова вводить меры тотального карантинного ограничения. Но период адаптивных карантинов будет длиться долго. В результате действие значительной части антикризисных мер в отношении МСБ будут продлеваться национальными правительствами. Но уже не вводятся новые меры поддержки.
Эффективность принятых мер можно будет оценить только со временем.
Государства пытаются смягчить удар пандемии по бизнесу и предоставить возможность для дальнейшего развития.
Но ни одна страна не пытается компенсировать все потери МСБ. То, насколько малый бизнес успешно переживет 2020 год, в значительной степени будет зависеть от способности предприятий адаптироваться к новым условиям и изменениям в спросе.
Вероятно, разумным ответом на кризис стали меры по оптимизации расходов, а также действия по переподготовке кадров, формированию стратегий с целью овладения новыми рынками и технологиями, которые упрощают доступ к финансированию и необходимым материалам, онлайн-методы организации работы и взаимодействия с клиентами.
Андрей Даниленко,
Экспертная платформа, главный эксперт Департамента финансовой стабильности НБУ