Почему помощь МСБ особенно важна

Малый и средний бизнес (МСБ) – крупнейший работодатель в мире. По подсчетам Всемирного банка, 7 из 10 рабочих мест создаются именно ими. В ЕС по состоянию на 2018 г 97,74% всех рабочих мест было создано МСБ. В частности 45,53% – микропредприятиями (до 10 работающих и до 2 млн евро оборота) .

В Украине по состоянию на ту же дату МСБ имели 6,9 млн рабочих мест (79%) и создали 1,6 трлн грн добавленной стоимости (64%).

МСБ обычно мобильнее с точки зрения адаптации к экономической среде. В то же время они не имеют таких финансовых «подушек безопасности», как крупные корпорации. Поэтому пережить остановку в работе и сохранить рабочие места им гораздо сложнее.

Читайте также: Потеря проектов, новые каналы монетизации: как креативщики пережили карантин

Кризис нанес МСБ удар со стороны предложения: из-за введенных ограничений пострадали каналы поставок материалов и доставки продукции. Некоторые предприятия попали под прямое административное ограничение работы. Нередко  сотрудники не могли попасть на работу из-за ограничений передвижения или потребности заниматься детьми после закрытия школ и детсадов.

Не менее болезненным для МСБ стало резкое сокращение спроса. Прежде всего, в силу падения доходов, а также резкого ухудшения экономических ожиданий.
Финансовая подушка у таких предприятий невелика.

Так, февральское исследование в Китае показало, что в условиях кризиса трети МСБ средств хватит только на покрытие расходов в течение одного месяца, еще трети – на два месяца.

Другое исследование, проведенное в Италии в апреле, показало, что 72% таких фирм пострадали из-за кризиса. В частности, треть ожидала падения доходов более чем на 15%.

Особенно сильно кризис ударил по транспорту, туризму, сфере моды.
В условиях карантина предприятия сокращают или прекращают производство товаров/оказание услуг, что уменьшает поступление средств.

Однако фиксированные расходы МСП остаются почти неизменными: они всё равно должны платить за аренду и коммунальные услуги, выплачивать зарплату, возвращать кредиты банкам, платить налоги.

Чтобы помочь МСП пережить кризис, необходимо отложить, сократить или частично покрыть их расходы и/или предоставить им средства для покрытия этих расходов. Именно на это ориентировались государства, когда формировали антикризисные пакеты для МСБ.

Выделить и оценить антикризисные меры, адресованные МСБ, часто невозможно. Поскольку значительная часть пакетов помощи рассчитана на все предприятия, а не только МСП (например, налоговые льготы или помощь в сохранении рабочих мест).

Правительственные пресс-релизы о пакетах помощи часто не содержат данных о распределении средств по направлениям. Также, несмотря на международные усилия, пока нет сопоставимой статистики о государственной помощи МСБ.

Общее представление о размере помощи дает информация о суммах государственных мер в ответ на пандемию в отдельных странах Европы и США.

Государственные бюджетные меры в ответ на пандемию COVID-19, % ВВП 2019 года

Страна

Непосредственные бюджетные меры *

Налоговые каникулы**

Ликвидность / гарантии***

Дата обновления

Бельгия

1,4%

4,8%

21,9%

03.06.2020

Дания

5,5%

7,2%

4,1%

01.07.2020

Франция

4,4%

8,7%

14,2%

18.06.2020

Германия

13,3%

7,3%

27,2%

03.06.2020

Греция

3,1%

1,2%

2,1%

05.06.2020

Венгрия

0,4%

8,3%

0,0%

25.03.2020

Италия

3,4%

13,2%

32,1%

22.06.2020

Нидерланды

3,7%

7,9%

3,4%

27.05.2020

Португалия

2,5%

11,1%

5,5%

04.05.2020

Испания

3,7%

0,8%

9,2%

23.06.2020

Великобритания

4,8%

1,9%

14,9%

30.04.2020

США

9,1%

2,6%

2,6%

27.04.2020

*Бюджетные расходы или отказ от поступлений в бюджет.

**Отсрочка уплаты налогов /социальных платежей.

***Гарантии по кредитам, кредиты, экспортные гарантии.

Источник: Anderson et al., 01.07.2020

Размер пакета помощи в ответ на пандемию COVID-19, % ВВП

*Прямая помощь. **Прямая поддержка предприятий. ***Бюджетные меры.

Источник: ЄБРР, по состоянию на середину мая

Как помогают «малышам»

Экспертная платформа, исследовав практику различных стран по поддержке МСБ, обнаружила 7 форм такой поддержки. Правительства на практике применяли более чем одну из них.

1. Прямая помощь МСБ как работодателям, а также самозанятым была применена в большинстве из 52 рассмотренных стран. Это может быть единовременная выплата определенной фиксированной суммы. Например, во Франции самозанятым выплачивают 1500 евро, в Чехии – 600 евро.

Также это может быть компенсация определенного процента среднемесячной заработной платы, если работодатель продолжает выплачивать зарплату. Например, в Ирландии – компенсация до 70%, но из расчета не более 410 евро в неделю.

Некоторые страны смягчили нормы трудового законодательства, чтобы дать большую гибкость МСБ в рабочем графике и позволить сохранить занятость. Иногда правительства решали покрывать больничные за государственный счет.

2. Отсрочка уплаты, уменьшение размера налогов или сборов, арендной платы и/или коммунальных платежей. Это касается ограниченного количества платежей и неширокого круга МСБ.

Например, в Испании ввели налоговые каникулы по налогу на прибыль на 6 месяцев. В Бразилии сроком на 3 месяца наполовину сокращены взносы в систему социальной защиты и введены налоговые каникулы по корпоративному налогу.

В Бельгии объявлены налоговые каникулы по местным налогам и налогу на недвижимость, а также по коммунальным платежам. Одновременно приостановлены штрафные санкции за опоздание с уплатой налогов и представлением налоговой отчетности.

3. Распространенным было введение моратория на погашение кредитов для МСП (процентов и/или тела) на несколько месяцев (преимущественно 3-6).

Такой мораторий мог вводиться на уровне государства решением правительства или регулятора (как в Малайзии) или распространяться только на кредиты в государственных банках.

Часто кредитные каникулы предлагались самими банками (во многих странах ЕС). Со своей стороны финансовые регуляторы поддержали эти моратории и временно смягчили некоторые свои требования. В Великобритании и Чехии введен временный мораторий на выселение предприятий-арендаторов за несвоевременный взнос арендной платы.

4. В целях поддержки оборотного капитала МСБ государства создали новые (Дания) или усилили действующие системы предоставления займов и гарантий по кредитам.

Это происходило путем:

  • вливания дополнительного капитала (как в ФРГ и Италии),
  • увеличения гарантированной части кредита (Франция и Израиль),
  • уменьшения стоимости кредита/гарантии (Польша, Чехия, Нидерланды, Франция), открытия систем кредитования для новых участников (например, в Австрии – для самозанятых).

Государственные гарантии позволяют МСБ получить кредит дешевле, а иногда – вообще получить банковский кредит, недоступный из-за нехватки залога.

Такие программы реализуются через специальные государственные фонды, госбанки или через сеть банков-участников. Поддержка может быть универсальной, а может фокусироваться на наиболее пострадавших областях. Например, в Бразилии такие программы сосредоточены в сферах туризма и услуг.

5. В отдельных случаях государства предлагали МСП гранты и субсидии. Круг получателей обычно ограничен размером предприятий (микро или микро- и малые). Критерием также часто выступает степень поражения отрасли/предприятия последствиями коронакризиса.

Нередко гранты доступны только для МСБ определенного направления деятельности (например, экспорт или туризм). Гранты преимущественно ограничены определенной фиксированной суммой. Во Франции – до 1500 евро в месяц для малых компаний с оборотом до 1 млн евро, если их оборот сократился на 70% и более. В Великобритании – от 3000 до 10000 фунтов стерлингов. При этом МСБ в сфере розничной торговли, гостиничном бизнесе и сфере развлечений могут получить до 25000 фунтов стерлингов.

Читайте также: Как налог на выведенный капитал поможет бизнесу


6. С целью адаптации к новым условиям государства предоставляют бизнес-консультации, информационную поддержку, помощь в овладении новых навыков и необходимых знаний. Спектр идей широк.

Так, в Бельгии это поиск рынков, а в Китае – поощрение крупных корпораций сотрудничать с МСБ. Также в КНР продвигаются новые технологии, бизнес-модели и методы работы МСБ. В частности, бесконтактная доставка, стандартизированная упаковка свежих продуктов, онлайн-методы работы.

В Аргентине, Испании, Словении, Франции, Японии стимулируется распространение дистанционных методов работы мелких предприятий. В Латвии разрабатываются финтех-решения для лучшего доступа МСБ к финансированию.

Во многих странах стимулируются инновационные предприятия и стартапы (Ирландия, Китай, Латвия, Польша, Финляндия, Франция). Часто правительства финансируют профессиональную подготовку. 

В Австралии государство компенсирует 50% зарплаты стажеров на 9 месяцев. В Китае предоставляется бесплатный доступ к учебным онлайн-платформам. В Новой Зеландии и Португалии выделены бюджеты на переподготовку лиц, потерявших работу.

В Малайзии сельскохозяйственные мелкие предприяти обучают продавать продукты онлайн. В Ирландии микро- и малым предприятиям (до 50 работников) предлагаются ваучеры стоимостью до 2500 евро на консультационные услуги по разработке кратко- и среднесрочных стратегий в условиях пандемии.


7. Существует также широкий спектр прочих мер.

Например:

  • временная отмена санкций за несвоевременное выполнение государственных контрактов (Бельгия, Франция),
  • облегчение валютных и таможенных процедур (Китай, Южная Корея),
  • повышение порога для объявления банкротства по требованию кредитора (Австралия),
  • реклама национальной туристической отрасли (Малайзия).

Информация о мерах поддержки МСБ в разрезе каждой страны представлена в  таблице. Общая закономерность: более масштабная поддержка предлагается более богатыми и более пораженными пандемией странами.

В ЕС меры стран-членов поддерживаются Европейской Комиссией за счет общего бюджета.

Целевые правительственные меры по поддержке малых и средних предприятий в ответ на пандемию COVID-19

Країна Поддержка занятости Гранты Кредити / гарантии по кредитам Кредитные каникулы Налоговые меры / каникули Компенсация отдельных расходов Бизнес-консультации Другие меры
Австралия + + + + + - - +
Австрия - + - - - - - +
Албания + - - + - - - -
Аргентина + - + - + + - -
Бельгия + + + - + - - +
Болгария + + - + - - -
Босния и Герцеговина + - - - - - - -
Бразилия + - + + + - - -
Великобритания + + + - + + - -
Армения + + + + + - - -
Грециія + + - - + + + -
Грузия - - - + - - - -
Эстонія + - + - - - - -
Израиль + + - - - - +
Индия + - + + + - - -
Ирландия + - + - + - + -
Исландия + - - - + - - -
Испания + - + - + + - -
Италия + + - + + - - -
Казахстан - - + - + - - -
Канада + - + + + - - -
Китай + + + + + + + +
Респ. Корея + + + + + + +
Латвия + - + + + - + -
Литва + - + + - - -
Македония + - - - - - - -
Малайзия + + + + + + + +
Молдова - - - - + - - -
Нидерланди + + + + +
Нова Зеландия + - + - + + + -
Норвегия + - + - + + - -
Польша + - + - + - - -
Португалия + - + - + + - --
Россия + - - + + - - -
Румыния - + + + + + - -
Сербия + - - + - - - -
Словакия + - - - + + - -
Словения + - - + + + - -
США + + + + + - + -
Тайланд + - + + + + - +
Турция + - + + + - - +
Венгрия + - + + + - - +
Украина - - + + + - - -
Филиппины + - - + - - - +
Финляндия + + + - - - + -
Франция + + + - + + + -
ФРГ + + + - + - + +
Хорватия + - + - + - - -
Чехия + + + + - - -
Чили + - + - + - - -
Швеция + - - - + + - -
Япония + + + - + - +

-
 

Источник: на основе Map of SME-Support Measures in Response to COVID-19, World Bank, 14.04.20 (время введения основной массы мер, которые позднее могли расширяться/увеличиваться)

Общим правилом является выделение средств только малым предприятиям, которые не имели просрочек по кредитам до начала кризиса и остаются в дальнейшем жизнеспособными. Часто требуется сохранение рабочих мест на предприятии-заемщике.

Во всех исследованных случаях финансовая помощь малому бизнесу предоставляется прежде всего правительством напрямую (через уполномоченные государственные учреждения и фонды) или через государственные или уполномоченные банки.

Именно правительства тратят средства бюджета и имеют право оказывать помощь предприятиям. Центральным банкам это делать запрещено. Зато последние создают благоприятные условия для финансирования:

  • обеспечивают надлежащую ликвидность банков,
  • принимают регуляторные смягчения для финучреждений, предлагающих кредитные каникулы или новые займы для МСБ.

Лишь в нескольких исключительных случаях ведущие центральные банки предлагали целевые дешевые займы банкам, которые кредитовали МСБ.

  • Много шагов навстречу своим клиентам из числа малого бизнеса сделали сами банки:
  • предложения опций налоговых каникул или реструктуризации,
  • временная отмена пени и дополнительных взысканий за отсрочку платежей для бизнес-кредитов,
  • обеспечение ускоренной процедуры выдачи кредита в случае затруднительной ситуации с деньгами (распространено в ЕС).

Как поддерживают МСБ в Украине

Наше государство применило общемировые подходы к поддержке МСБ во времена коронакризиса:

  • налоговые преференции (отмена в определенных случаях платы за землю и ЕСВ, увеличение лимитов годового дохода для ФЛП 1-3 групп); увеличение лимитов доходов для предпринимателей; продление срока представления годовой декларации;
  • мораторий на налоговые проверки и меры государственного контроля;
  • владельцам МСБ, имеющим наемных работников, оказывается помощь по частичной безработице;
  • поддержка агробизнеса;
  • адаптированная к новым условиям государственная программа доступных кредитов 5-7-9% (для микро- и малого бизнеса). В частности, появилась возможность получения в течение карантина кредитов или финансирования оборотного капитала под ставку от 0%;
  • создана возможность дистанционного оформления некоторых справок и разрешений от госорганов.

Правительство утвердило Программу стимулирования экономики для преодоления последствий эпидемии COVID-19, которая включает предложения по поддержке МСБ.

Со своей стороны НБУ предложил банкам еще в марте 2020 г ввести особый льготный период обслуживания кредитов на время действия карантина для населения и бизнеса – «кредитные каникулы».

НБУ также обеспечивал благоприятную среду для сохранения бизнеса с монетарной (снижение ключевой ставки, предоставление рефинансирования) и регуляторной (отсрочка новых требований к капиталу, стресс-тестов и проверок, требований к отчетности банков, другие смягчения) точки зрения.

Что дальше

Похоже, ни одна страна не готова снова вводить меры тотального карантинного ограничения. Но период адаптивных карантинов будет длиться долго. В результате действие значительной части антикризисных мер в отношении МСБ будут продлеваться национальными правительствами. Но уже не вводятся новые меры поддержки.

Эффективность принятых мер можно будет оценить только со временем.
Государства пытаются смягчить удар пандемии по бизнесу и предоставить возможность для дальнейшего развития.

Но  ни одна страна не пытается компенсировать все потери МСБ. То, насколько малый бизнес успешно переживет 2020 год, в значительной степени будет зависеть от способности предприятий адаптироваться к новым условиям и изменениям в спросе.

Вероятно, разумным ответом на кризис стали меры по оптимизации расходов, а также действия по переподготовке кадров, формированию стратегий с целью овладения новыми рынками и технологиями, которые упрощают доступ к финансированию и необходимым материалам, онлайн-методы организации работы и взаимодействия с клиентами.

Андрей Даниленко,

Экспертная платформа, главный эксперт Департамента финансовой стабильности НБУ