Международные организации наперебой ухудшают свои прогнозы. Во Всемирном банке ждут, что ВВП в этом году обвалится на 5,2%. А в МВФ снизили оценку падения ВВП с 3% до 4,9%.
С чем связан такой пессимизм и когда мировая экономика начнет выходить из кризиса, рассказал заместитель исполнительного директора в Международном валютном фонде Владислав Рашкован на вебинаре 5 O’clock Tea with Deloitte. «Минфин» выбрал главное.
Фактор вируса
В апреле МВФ прогнозировал падение глобальной экономики в 2020 году на 3%, но сегодня этот показатель увеличился до 4,9%. Что же произошло такого, что заставило ухудшить ожидания Фонда?
В первую очередь, остановимся на COVID-19, как факторе, который наиболее повлиял на изменение глобального макропрогноза. Количество заболевших в мире за последние 2,5 месяца выросло в 5 раз – до 10 млн человек. Возросло также количество летальных случаев — около 500 тыс. человек.
Вирус продолжает гулять по всей планете, сейчас его эпицентр находится в Латинской Америке и США. В некоторых регионах обсуждается вопрос повторного введения карантина.
Ситуация в Африке выглядит легче, но не стоит забывать, что там очень низкий уровень тестирования. Не исключено, что когда на континент дойдут тесты, следующий всплеск заболеваемости мы увидим именно в Африке.
Нужно также понимать, что сейчас не вторая волна эпидемии, а только продолжение первой. Вторая ожидается ближе к осени, после глобального ослабления карантина и открытия границ.
Что касается вакцины. Медицинские компании активно работают над ее созданием, но на сегодняшний день ее нет. Да, рано или поздно вакцина появится. Но потом включится механизм ее доставки в разные страны. На процесс сильно повлияет цена. В Америке большинство расходов покроют страховые компании. Как вопрос будет решаться в странах с не очень развитой системой страхования, пока неизвестно. Важно понимать, что период доставки и само вакцинирование требует определенного времени. Остается надеяться, что до момента получения вакцины люди смогут сформировать так называемый социальный иммунитет.
Неоправданный оптимизм
Делая прогноз в апреле, МВФ отталкивался только от данных из Китая. Он первым пострадал от вируса и за два месяца смог с ним справиться. После жесткого локдауна в Ухане, остановки производства, падения на 50% выпуска продукции и убытков в сфере услуг, ситуация начала улучшаться. К середине апреля китайская экономика уже показывала восстановление. Это позволило думать, что после окончания локдауна экономика возвращается к V-образному отскоку в кризисе. Главное — в период карантинных мероприятий поддержать бизнес и не допустить банкротства, увольнений и т.д.
Читайте также: Китай напечатает десятки триллионов юаней из-за угрозы рецессии
МВФ предполагал, что падение мировой экономики составит 3%, в основном, за счет второго квартала. В третьем уже ожидалось возобновление с достаточно мощным рывком в районе 5,8% в 2021 году.
Но данные по первому кварталу 2020 года из разных стран показали ситуацию гораздо хуже, чем предполагалось. Второй квартал тоже не оправдал оптимистических ожиданий. Соответственно, прогнозы падения экономики в этом году ухудшились до 4,9 %.
Что МВФ видит за цифрой 4,9%?
Во-первых: синхронизированный, довольно глубокий спад практически во всех странах мира, как с развитой экономикой, так и с низким уровнем доходов. МВФ предполагает, что в странах с развитой экономикой ВВП в этом году сократится в среднем на 8%. Например, Япония – на 5,8%, США — 8%, Великобритания – 10,2%, Германия — 7,8%, Франция – 12,5%, Испания и Италия, которые сильно пострадали от кризиса, – 12,8%.
Развивающиеся рынки упадут где-то на 3%. Индия, которая росла на 6,8% и составляла достойную конкуренцию Китаю, покажет падение на 4,5%, а Латинская Америка — Бразилия, Мексика — на уровне 9% и 10%.
Читайте также: МВФ назвал два фактора, из-за которых экономика Украины падает больше, чем у других стран
Китай, за счет того, что эпидемия и карантинные меры начались там раньше и с ними справились быстрее, показывает рост в 1%.
Во-вторых: из-за глобального локдауна происходит не только синхронизированное снижение показателей с точки зрения географии. Также оно прослеживается в отраслях. Как на уровне корпораций, так и домохозяйств, как в инвестициях, так и в потреблении.
В третьих: мировая торговля. Данные ВТО показывают, что мировая торговля упала на 3,5% в годовом исчислении в первом квартале. Ожидается, что стоимость международной торговли товарами снизится во втором квартале на 27%. Таких цифр в апреле никто даже не предполагал.
В четвертых: мы вошли в этот кризис хуже подготовленными, чем в 2008 году. Центральные банки, начав с большим опозданием снижать ставки, пропустили тот момент, когда могли нарастить свою амуницию для борьбы с кризисами. И сегодня оказалось, что у них недостаточно места для маневра для смягчения монетарной политики.
Восстановление экономики будет, но не везде одинаковым
2020 год выглядит достаточно тревожно, но уже в 2021 МВФ ожидает восстановление в глобальной экономике. Прогнозируется рост в районе 5,4%. Но восстановление в странах будет неравномерным и будет зависеть от многих факторов, в том числе, от монетарных и фискальных политик.
Также стоит вопрос открытия финансовых рынков и доступа стран к ним. В этом контексте важно понимать, какие допущения МВФ лежат в последнем прогнозе.
Одно из них — это нарушение нормальной жизнедеятельности экономик, корпораций и домохозяйств. К сожалению, тенденции сохранятся и в 2021 году. Уже понятно, что ситуация с эпидемией и карантинными мероприятиями – не двухмесячная проблема. Соответственно, в странах, которые сейчас еще борются за контроль над уровнем заболеваемости, социальное дистанцирование продолжится, а локдаун будет длиться дольше, чем два месяца.
Те страны, в которых эпидемия пошла на спад, например, Новая Зеландия, Германия, не будут вводить строгий локдаун. Они смогут полагаться на альтернативные методы сдерживания эпидемии, такие как тестирование, изолирование заболевших, отслеживание контактов, которые не влияют так сильно на остановку всей экономики.
Второе большое допущение, это то, что политика центральных банков будет направлена на оказание существенной пользы для восстановления экономик во втором полугодии.
Сейчас уже никто не говорит об U- и V-образном восстановлении экономики. Консенсусная модель на сегодня — это Nike-образное восстановление. Это свидетельствует о том, что вирус в будущем удастся победить. Но структурные повреждения во многих секторах будут влиять на долгосрочный потенциал роста экономики. МВФ предполагает, что преодолеть последствия этого кризиса мы сможем, скорее всего, только к концу 2024 — началу 2025 года.
Читайте также: С какими потерями Украина выйдет из кризиса. Три сценария
Что Украина сделала лучше других
За последние несколько лет Украина сделала несколько правильных шагов, которые позволили ей лучше подготовиться к кризису, чем многим другим странам.
Первое — учетная ставка. Среди всех центральных банков наибольшее снижение ключевой ставки с января месяца продемонстрировал именно НБУ Украины.
Читайте также: НБУ в сентябре снизит учетную ставку с нынешних 6% до 5,5% — прогноз ICU
Второе — управление долгом. Уровень долга в мире рекордно высокий. На фоне дешевых денег после 2014 года многие страны начали активно занимать. Но Украина значительно снижала соотношение долга к ВВП.
Третье – создание определенного фискального пространства. Украина оставила место (для маневра — ред.) и снизила дефицит бюджета. Это позволило теперь повысить дефицит с 2% до приблизительно 8%. Многие страны столкнулись с тем, что они не могут повысить свои затраты. У них нет такой возможности, потому что никто не финансирует их долг.
Можно ли печатать деньги бесконечно
Действия центробанков и реакции правительств действительно были масштабными. Они реально залили рынки деньгами.
Читайте также: После карантина будет очень много денег
В результате произошел рекордный отток капитала из развивающихся экономик в «тихие гавани». В апреле это было порядка $100 млрд за несколько недель. Сейчас потоки портфельных инвестиций вернулись на развивающиеся рынки.
Многие рынки восстановились в мае и многие суверенные государства вернулись на долговые рынки уже с более высокими рейтингами. Это снизило риски восстановления глобальной экономики и поможет пройти 2021 год легче.
Но базовая экономика все равно планирует падение. По прогнозам, американская экономика упадет на 8%, при этом рынок ценных бумаг уже вернулся на январский уровень. Этот разрыв между базовой экономикой и рынком капитала назван как одна из самых главных проблем восстановления 2020-21 гг. МВФ прямо говорит, что такое быстрое восстановление рынка капитала несет немалые риски. Во многом это происходит из-за того, что эти огромные потоки денег не пошли в производство, а вышли на рынок капитала.
Читайте также: МВФ предупредил рынки о рисках коррекции после возможного возобновления ограничений
Тем людям, которые говорят, что в Украине нужно выпускать деньги, осуществлять эмиссию, нужно понимать, что в Украине нет рынка капитала. В Украине есть рынок валюты. И эти деньги завтра окажутся или на рынке валюты, или в оттоке капитала из страны. Другого варианта в Украине нет.