Эффект пандемии на рынке труда
Коронакризис больно ударил по рынку труда. По оценкам Международной организации труда, количество часов, отработанных во всем мире во втором квартале этого года, сократилось на 305 млн рабочих мест с полной занятостью. Кроме того, пострадало 1,6 млрд человек занятых в неофициальной экономике.
Последствия пандемии будут ощутимы и в дальнейшем. Часть уволенных работников не найдут возможности вернуться на рабочие места еще долгие годы. Кроме того, как показывают исследования, потеря работы во время кризиса может снизить доходы работника на десятилетия вперед.
Читайте также: Количество безработных в Украине превысило полмиллиона
Более того, эффект пандемии неравномерно сказывается на рабочей силе. В трудные времена работодатели увольняют в первую очередь менее квалифицированных работников, среди них молодежь и работники с меньшим уровнем образования. Такая ситуация приводит к еще большему расслоению общества и росту неравенства.
Все эти дисбалансы на рынке труда объясняют, почему восстановление экономики всегда занимает больше времени, чем ее падение. Например, США понадобилось девять лет, чтобы занятость полностью восстановилась после глобального финансового кризиса 2008 года.
Популисты в игре
Растущая безработица будет иметь долгосрочные последствия и для политической карты мира. Регионы с высокой безработицей более склонны голосовать за популистов. В то же время популисты у власти, как показывают исследования, замедляют экономический рост на десятилетия. Кроме того, они ставят под сомнение независимость центральных банков. А это значит неконтролируемую печать денег на прихоти политиков и как следствие – высокие темпы инфляции и большую бедность.
Нацбанк ожидает роста безработицы вследствие коронакризиса до 12% и постепенного ее сокращение в течение следующих лет. Но в любом случае цифры по занятости неутешительные, а рынок труда еще не успел отойти после кризиса 2014-2015 годов.
«Боеприпасы» центральных банков
Уровень безработицы в значительной степени зависит от таких факторов как демографическая ситуация, качество и практичность образования, трудовая миграция, благоприятное регулирование рынка трудовых отношений. Такие проблемы не могут быть решены только силами центрального банка. Впрочем, он может помочь выиграть время для реформ.
Читайте также: Нерезиденты будут осторожно возвращаться на рынок ОВГЗ. Объем инвестиций на конец года может превысить 120 миллиардов
Центральные банки внесли большой вклад в экономическое восстановление после глобального финансового кризиса 2008 года. Мягкая монетарная политика во время рецессии способствовала уменьшению экономического неравенства. Однако, большинство центральных банков в 2020 году имеют меньше боеприпасов из-за приближения процентных ставок к нулю. Эти ограничения делают последствия для безработицы серьезнее.
Сейчас некоторые центральные банки активно применяют нетрадиционные инструменты монетарной политики. Например, так называемое количественное смягчение – прямую покупку центральным банком ценных бумаг на открытом рынке для воздействия на долгосрочные рыночные процентные ставки. Такие меры показали свою эффективность в стабилизации экономики, однако они доступны только для стран с глубокими финансовыми рынками и сильными государственными институтами.
Зато центральные банки развивающихся стран часто еще имеют пространство для маневра, поэтому полагаются на традиционные инструменты. Например, с начала коронакризиса НБУ снизил ключевую процентную ставку до рекордно низкого уровня — с 11% до 6%. Это будет способствовать удешевлению кредитов и других финансовых ресурсов и поддержит деловую активность.
Банки препятствуют финансовой нестабильности
Любой кризис может стать хуже, если финансовая система работает плохо. Во время финансового кризиса проблемы с ликвидностью быстро превращаются в неплатежеспособность, поэтому кредитование как бизнеса, так и коммерческих банков должно стать доступным для минимизации риска банкротств.
НБУ принял меры, чтобы не допустить финансовой нестабильности, которая могла бы стать дополнительным источником проблем для экономики. В частности, усилил обеспечение банковской системы среднесрочной ликвидностью и ввел инструмент долгосрочного рефинансирования банков на срок до пяти лет.
Некоторые эксперты также считают необходимым устанавливать двойной мандат центрального банка, когда у него есть цели не только по инфляции, но и по уровню занятости. Сейчас подобный мандат в современном мире не слишком распространен. Со времен Второй мировой войны такого режима политики придерживаются ФРС США и Банк Австралии. Недавно к ним присоединился Банк Новой Зеландии.
Впрочем, имея даже «одинарный» мандат по целевому уровню инфляции, центральный банк занимается макроэкономической стабильностью, а потому и максимизацией занятости. Работой любого центрального банка является поиск баланса между стабилизацией инфляции и поддержкой экономического развития. Коронакризис показал, что обе цели можно и нужно преследовать одновременно.
Что нужно для преодоления кризиса
Преодоление кризиса требует слаженной работы монетарной и фискальной политики, а также проведения реформ.
Читайте также: Инфляция в 2020 году будет на уровне 4,2% — ICU
Важным отличием развивающихся стран от развитых является большая доля домохозяйств, не вовлеченных в рынок. Это ограничивает влияние монетарной политики через регулирование стоимости денег. В таких условиях особенно важны фискальные стимулы. Меры фискальной политики имеют способность таргетировано поддерживать уровень потребления тех, кто из-за кризиса потерял источник доходов. Возможности монетарной политики также будут увеличиваться с развитием финансовой инклюзии, то есть упрощением доступа всех граждан к финансовым услугам.
Поэтому делаем вывод, что монетарная политика центрального банка может способствовать экономическому восстановлению, но имеет ограниченную сферу влияния на уровень занятости. В ее силах только стабилизировать безработицу вокруг определенного структурного, то есть определенного структурой экономики, уровня. А это значит, что страны, которые понесли потери от коронакризиса, еще больше нуждаются в решительных структурных реформах.