Кто остался в плюсе: о работе онлайн-сервисов
Платежная платформа Fondy показала, как менялись потребительские настроения во время карантина. За первые две недели вынужденной изоляции магазины ушли в минус из-за ограничений в офлайне. Но уже очень скоро продажи благодаря развитию онлайн сервисов превысили докарантинные показатели.
Фото: Fondy.ua
«Очевидно, что туризм, транспорт, кинотеатры, оффлайн-ивенты пострадали больше. В то время как службы доставки, наоборот, получили прирост трафика клиентов», — рассказывает руководитель отдела продаж платежной платформы Fondy Евгений Милокумов.
Милокумов поделился кейсами двух клиентов платежного провайдера Fondy: магазина детской одежды и товаров Chicco и службы доставки Glovo.
«До кризиса у них была естественная турбулентность: кто-то показывал рост, а кто-то в зависимости от сезона ощущал падение трафика. После того, как ввели карантин, первые две-три недели все пытались приспособиться. А потом показали стремительный рост: кто на 70%, а кто на 200%», — говорит он.
По его мнению, ключевую роль в выживании компаний и частных предпринимателей сыграло умение быстро переориентироваться на онлайн-продажи.
Фото: Fondy.ua
Новый бизнес за две недели
Основатель ІТ-компании Powercode и интернет-супермаркета Foodex24 Владислав Савченко создал новый бизнес за 14 дней. Он убежден, что в кризис открывать свое дело даже легче — меньше конкурентов.
После объявления карантина крупные фуд-ритейлы уже не справлялись с потоком заявок на доставку еды на дом. Поэтому Владислав Савченко предложил им решение проблемы — систему доставки от логистики до ІТ-решений, приложений, интернет-витрин
«Я решил, что не могу долго ждать с таким проектом и, потратив всего два дня на аналитику, запустил экспресс-стартап, разработка которого должна длится до 6 месяцев», — делится основатель интернет-супермаркета Foodex24.
Изначально в проекте было задействовано 30 человек, позднее их число выросло более, чем вдвое.
Читайте также: Онлайн рестораны, старое кино в кинотеатрах и пустой ресепшн в отеле
Сложность заключалась в том, что команда делала одновременно много блоков работы, начиная с бизнес-процессов и заканчивая закупками и поиском складов. Не было времени протестировать бизнес-модель и весь цикл процесса.
Например, в первые дни запуска проект потерял стартовые деньги через DDoS-атаки — сайт не справился с потоком посетителей и отказывался работать около 3 часов.
Следующим вызовом стала работа налоговой на карантине — сложности с оформлением документов, в том числе регистрация плательщиком НДС и задержки с ответами. И это негативно отразилось на работе. Например, пока компания решала вопрос с регистрацией, «откололось» 10% поставщиков.
Как поясняет Владислав Савченко, уникальность его стартапа в том, что это первый интернет-супермаркет. До этого существовала только доставка из магазинов. Идею подсмотрели у Amazon Fresh. Потратили на запуск стартапа более 6 млн грн.
Сейчас Foodex24 имеет 3 собственных склада. Заказ можно сделать день в день, продукты доставляют заказчикам в течение 90 минут. В будущем интернет-супермаркет планирует реализовать подписку на продукты, которые курьеры будут развозить в назначенное время. Плановая доставка обойдется дешевле — 50 грн.
Фото: Foodex24
Онлайн-продажи в рассрочку пошли в рост
Руководитель направления потребительского кредитования Eldorado Александр Гапонов утверждает, что рынок перешел в онлайн. Интернет-канал Eldorado впервые за 20 лет истории компании превысил розничные продажи.
В период карантина онлайн-продажи товаров в рассрочку в сети магазинов бытовой техники и электроники Eldorado выросли в 3,5 раза.
Безналичная оплата выросла в несколько раз. На такие перемены благоприятно влияют и современные технологии: Google Pay, Apple Pay, электронный кошелек или Face ID. Кроме этого, компании Mastercard и Visa сейчас дарят бонусы при оплате картой.
Фото: Eldorado.ua
Новое направление — кредитование физлиц в ритейле
Генеральный директор интернет-магазина одежды и обуви Lamoda Оксана Цвигун также говорит о существенном расширении клиентской базы в онлайн.
«Несмотря на то, что мы не продаем товары первой необходимости, клиенты Lamoda продолжают покупать модные товары. Я говорю о так называемом эффекте красной помады: в период кризиса особенно сильным становится желание выглядеть хорошо», — поясняет она.
Читайте также: Бум виртуальных карт и покупки в интернете
Карантин внес коррективы в маркетинговую стратегию бизнеса Lamoda. По словам Оксаны Цвигун, за пару дней ее команда полностью пересмотрела продуктовое решение, сменила рекламную коммуникацию, сделала акцент на том, в чем больше всего нуждаются люди: заботе, сопереживании, эмоциях.
Lamoda временно сменила логотип на Ladoma, призывая клиентов оставаться дома. Спрос на курьерскую доставку вырос. Вместе с партнерами интернет-магазин запустил бесконтактную доставку, новые коллекции решили продавать по старым ценам.
Оксана Цвигун отметила, что у них есть и развлекательный контент: спортивные тренировки, разбор базового гардероба со стилистами, консультация массажиста-остеопата и даже конкурс на лучший карантинный лук.
Сейчас Lamoda видит актуальным направление кредитования физлиц в ритейле. «В украинских реалиях только зарождается осознанное потребление, когда люди предпочитают покупать более качественные товары, которые будут служить дольше и, соответственно, стоить дороже. Мы хотим дать больше возможностей нашим клиентам», — пояснила суть идеи Оксана Цвигун.
Фото: Lamoda.ua
Учет покидает офлайн
Сервис электронного документооборота «Вчасно» предлагает забыть о бумажных документах и вести весь учет онлайн. «Бумажные документы очень дорого обходятся компании. По самым скромным подсчетам, тысяча документов — около 25 тыс. грн в месяц. Это с работой бухгалтеров и деловодов», — говорит директор по развитию сервиса «Вчасно» Тамара Кучугурная.
Карантин прибавил к этому и другие неудобства. Во-первых, риск передать вирус через бумажные документы. Во-вторых, задержки с подписанием из-за необходимости их физической доставки к подписанту. В-третьих, поддержание порядка в архиве.
Внедрять электронный документооборот можно, начав с самых массовых документов, например, актов выполненных работ или налоговые накладных. Желательно также автоматизировать процессы обработки документов.
Фото: Vchasno.ua
Опрос CBR: что и как покупают украинцы во время карантина и где хранят сбережения
Компания маркетинговых исследований CBR провела исследование финансового поведения граждан во время карантина. В исследовании приняли участие около 500 пользователей банковских услуг в возрасте 25−50 лет с месячным доходом от 20 тыс грн или депозит на сумму более 200 тыс. грн (сегмент Mass Affluent). Результаты опроса CBR сравнили с данными о поведении массового потребителя (сегмент Mass), который имеет доход до 20 тыс. грн в месяц.
По результатам опроса, в условиях карантина люди, независимо от уровня дохода, отдают приоритет закупкам продуктов питания длительного хранения и питьевой воды. Также стали чаще заказывать доставку продуктов. Единственное отличие: украинцы с доходом до 20 тыс. грн намного реже стали пользоваться услугами ресторанов и заказывать доставку готовых блюд на дом.
А вот покупки в торговых центрах и рынках резко сократили представители обоих групп. «Меньше всего упали покупки одежды и техники онлайн, поскольку их и так не часто осуществляют», — рассказывает руководитель исследований в области финансов и розничной торговли CBR Лидия Кулыба.
Украинцы с доходом от 20 тыс. грн во время карантина чаще покупают онлайн технику и электронику, а массовый потребитель — одежду и обувь. Хотя в целом такие покупки сейчас не популярны.
По словам Лидии Кулыбы, если говорить об офлайн-ритейле, представители сегмента Mass Affluent стали реже покупать что-либо в маленьких магазинах возле дома. Украинцы с доходом выше 20 тыс. перекочевали в крупные супермаркеты и стали заказывать онлайн.
Фото: cbr.com.ua
В условиях карантина совершать оплату банковскими картами стали чаще. Больше всего оплаты картой выросли в сегменте кафе и ресторанов, которые работают на вынос, а также чаще стали расплачиваться картами за бензин.
«Чаще всего предпочитают пользоваться картой, а не наличными, при оплате коммуналки. Реже всего платят картой в тех сегментах, где это недоступно, например, аренда жилья или оплата обучения», — делится Лидия Кулыба.
Карантин сделал еще популярнее бесконтактные способы оплаты. 46% опрошенной аудитории делает безконтактные оплаты картой (рост на 6%), 25% — смартфоном (рост на 3%).
Фото: cbr.com.ua
Респонденты чаще всего используют банковские карты, чтобы снять наличку в банкомате. Но в карантинный период заметно выросли онлайн-покупки товаров и услуг на сайтах продавцов, а также оплата товаров, услуг и коммунальных платежей благодаря электронным платежным системам Portmone, EasyPay
94% респондентов сегмента Mass Affluent используют банковские карты для оплаты товаров и услуг. Все больше клиентов также пользуются программами лояльности банков. Среди высокодоходной аудитории используют кешбек уже 49% украинцев.
Происходит миграция с веб-банкинга на мобильный банкинг. «Обе группы опрошенных предпочитают мобильные девайсы для входа в интернет-банкинг, используя именно приложения банков», — делится Лидия Кулыба. Аудитория с доходом выше 20 тыс. грн настраивает регулярные платежи для оплаты коммуналки либо пополнения мобильного счета.
Среди массового потребителя во время карантина растут переводы с карты на карту — финансовая поддержка родственников.
Доля украинцев, которые пользуются кредитами, за 1 квартал 2020 года выросла. Сейчас 65% респондентов (сегмент Mass Affluent) имеют кредитную карту и чаще стали пользоваться ею. Среди населения с доходом до 20 тыс. грн в месяц активный рост показали потребительские кредиты.
Фото: cbr.com.ua
Во время карантина у большинства украинцев резко сократилась возможность откладывать деньги.
По данным CBR, 69% украинцев с доходом до 20 тыс. грн в месяц вообще не имеет сбережений и только 7% — разместили депозит в банке.
«Если говорить о гражданах с доходом „20 тыс. грн +“, то около 53% этой аудитории имеет депозит в банке. Среди топовых каналов сбережений также накопления в наличной валюте и просто на текущих банковских счетах», — рассказала Лидия Кулыба.
Светлана Тартасюк