«Минфин» разобрался, что стало причиной этой ситуации и есть ли у нас причины для радости.
Неожиданное падение
Еще утром 20 апреля фьючерсы на WTI с доставкой в мае стоили около $19, но вскоре после открытия торгов цена опустилась ниже $15. СМИ тотчас же облетели новости, что нефть этой марки торгуется так дешево впервые за 20 лет.
Но «крутое пике», как оказалось, тогда только начиналось. Вскоре нефть опустилась до немыслимых $2,1 позже — до нуля.
Но и в точке равновесия фьючерсы продержались недолго, перейдя к отрицательным показателям. В самой нижней точке падения баррель стоил минус $40,32. А к закрытию торгов несколько «укрепился» до «минус» $37,63.
К отрицательным значениям ушла и стоимость нефти с поставкой в мае на европейском спот-рынке: баррель североморской Brent — опустился до «минус» $3,5, а российская Urals подешевела до «минус» $3 за баррель.
В чем причина обвала
Как отметил исполнительный директор МВФ от Украины Владислав Рашкован, ключевое падение произошло на фьючерс WTI, который торгуется на NYMEX с тикером CL.
«Особенность этого инструмента – это не финансовый (спекулятивный) инструмент, где расчет происходит только в деньгах в зависимости от того, кто лучше угадал курс на определенную дату. CL — это поставочный контракт, то есть тот, кто его продает, обязан поставить нефть покупателю, который обязан ее физически принять. Другими словами, продавец должен иметь нефть, а покупатель должен иметь законтрактованные физические хранилища для закачки покупаемой нефти», — пояснил Рашкован.
По его мнению, такое падение цен – пока однодневная аномалия, которая объясняется в значительной мере спецификой этого фьючерса. «Для большинства торговцев фьючерсы все же – инструмент хеджирования цены, а для кого-то – инструмент спекуляции», — говорит он.
Обвалившиеся фьючерсные контракты рассчитаны на поставку в мае. А 20 апреля – последний день, когда их можно было продать. В результате тем, кто держал фьючерсы для хеджирования или спекулировал ими, нужно было определятся – продать их кому-то или же брать на себя обязательства получить и где-то разместить нефть.
В нынешних условиях, когда потребление нефти во всем мире падает, а хранилища быстро заполняются – разместить где-то нефть стало проблемой. В результате приходилось искать тех, кто откроет свих хранилища в обмен на $30-40 за каждый баррель.
Правда, как пояснил специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса, торговля майскими фьючерсами уже была незначительной – большинство спекулянтов вышли раньше, не дожидаясь последнего дня. Поэтому потеряли деньги преимущественно те, кто зазевался.
Нефти не хватает спроса
На открытии торгов 21 апреля ни о каких отрицательных значениях цены на нефть речь, естественно, уже не шла. Хотя падение цен на «черное золото» продолжилось и во вторник. К моменту написания этой статьи июньские фьючерсы на WTI просели за день на 35% и опустился ниже отметки $13 за баррель. Brent потерял около четверти стоимости и стоил около $19, а российский Urals опустился к отметке $16.
Это говорит о системных проблемах нефтедобытчиков. Преподаватель Эдинбургской бизнес-школы Иван Компан отмечает, что спрос на нефть по сравнению с «до карантинным» периодом упал по разным оценкам на 30 млн баррелей в день.
А вот страны ОПЕК+ договорились о снижении добычи только на 9,7 млн баррелей. Да и действовать соглашение начнет только с 1 мая.
Пусть еще на несколько миллионов сократят добычу страны, которые не входят в ОПЕК+, но радикально это ситуацию уже не изменит.
Читайте также: Цены на нефть упали всерьез и надолго. Трамп не поможет
«Глобально, хранилища заполнены на 70%, и, если ситуация не изменится в ближайшее время и производство не будет ограничено, то отрасль ждут очень большие проблемы. В сложившейся ситуации многие нефтяные компании точно окажутся в очень затруднительном положении», — предполагает Компан.
Для того, чтобы нефть снова начала расти в цене, необходимо восстановление экономической активности.
РФ проигрывает нефтяную войну
В условиях низкого потребления нефтедобытчики только ужесточат борьбу за оставшихся покупателей нефти.
«Мы видим агрессивные действия Саудовской Аравии, которая активно демпингует на рынке Европы, пытаясь выдавить Россию. И очень часто у нее это получается. А значит Россия, с одной стороны, вынуждена будет сократить добычу, а с другой – теряет свои традиционные рынки сбыта. Потому что Саудовская Аравия перед тем, как договориться о сокращении добычи, ее рекордно нарастила. И теперь автоматически ее доля рынка станет больше», — считает Фурса.
По его мнению, для России меры по сокращению добычи будут более болезненными, чем для аравийцев. Ведь возобновить добычу в РФ будет сложнее. Нефтяные скважины в России старые и сразу после остановки затягиваются парафином. Поэтому для возобновления добычи нужно заново бурить скважины. А это дорого и не всегда рентабельно.
Читайте также: Saudi Aramco предложила отсрочку платежей за нефть для Европы и Азии. Почему компании отказались
Ожидают эксперты и банкротства американских компаний, которые добывают сланцевую нефть. Средняя себестоимость ее добычи оценивается в $36 за баррель. Как следствие проблемы неизбежны.
Вот только банкротство компании вовсе не означает, что ее скважины зальют бетоном. Активы банкрота продадут более удачливому конкуренту и когда ситуация на рынке улучшится – он возобновит добычу. Сланцевые технологии позволяют сделать это довольно быстро.
Последствия для Украины
В Украине снижение цен на нефть традиционно воспринимается как позитивная новость. Для потребителей это означает возможное снижение цен на топливо. Для страны — выравнивание торгового баланса и уменьшение расходования СКВ на импорт. На самом деле все не так однозначно.
Ведь дешевая нефть – это не «болезнь», а «симптом». Настоящая причина этого – ослабление мировой экономики, что приводит к удешевлению всех сырьевых товаров. А украинский экспорт в основном является сырьевым.
Продолжают падать цены на металл. По информации Укрпромвнешэкспертизы, в апреле подешевел длинный прокат, арматура, катанка. На стоимость металла давит увеличение производства в Китае на фоне падения мирового спроса.
В то же время радуют цены на продукты питания. Фьючерсы на пшеницу сейчас стоят почти $204 за тонну. Это самое высокое значение в этом году и на $22 выше, чем в это же время год назад.
Также неплохо дела обстоят с кукурузой – $165 за тонну – ненамного меньше годовых максимумов ($173) и даже на пару долларов больше, чем год назад. Это дает шанс аграриям пройти кризисный период не только без потерь, но и в хорошем плюсе.
Хотя, по мнению экс-депутата Алексея Мушака, все будет не так радужно и в сельском хозяйстве. По его словам, почти треть всей кукурузы в США (134 млн тонн) выращивают для переработки в биоэтанол.
Падение же цен на бензин сделает этот бизнес нерентабельным, а, значит, кукуруза пойдет на мировые рынки. Дополнительные объемы предложения будут давить на цены.
Еще одна проблема для Украины — уменьшение рентной платы за добычу нефти и газа. Ожидалось, что нефть принесет 3,7 млрд грн в бюджет, а газ — 17,6 млрд грн. Однако, похоже, что эти ожидания придется подкорректировать.
Низкие цены на нефть Украина пытается использовать для того, чтобы нарастить собственные запасы. Укртранснафта, которая владеет 11 резервуарными парками общей емкостью более 1 млн куб. м. сообщила, что сегодня в порт Пивденный прибудет танкер с 80–90 тыс. т. нефти. По информации enkorr, на этой неделе придет еще один танкер.
Читайте также: В Украине может закрыться каждая четвертая АЗС — прогноз
А вот на существенное удешевление бензина пока что рассчитывать не стоит. По информации «Минфина», средняя цена А-95 на АЗС Украины 21 апреля составила 23,77 грн за литр. Это всего на 4 копейки дешевле чем неделю назад. В начале марта он стоил 26,50.
По словам директора консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, нефть – только одна из составляющих в цене нефтепродуктов, на которую приходится 30-40% от конечной цены. «В нашем случае надо следить за котировками нефтепродуктов, а не нефти, темпы изменений не всегда пропорциональны», — поясняет он.
Алексей Писарев