Что сейчас происходит на платежном рынке, рассказали участники вебинара «Наличные на карантине. Революция платежей», который прошел в рамках проекта FinUpdate, организованного BankOnline. Слушатели смогли поучаствовать в викторине и получить эксклюзивные призы от партнеров розыгрыша – Park House, BlankNote, Vepryk, K Sweet food.
Переход на безнал снижает затраты бизнеса
Безналичные платежи пошли в рост. «Объемы операций по снятию денег в банкоматах практически упали на треть. В результате безналичные платежи выросли почти на 10% до 66,9%», – говорит руководитель направления работы с торговыми предприятиями Приватбанка Евгений Васильцов.
Практически на 15% снизились объёмы снятия наличных клиентами Ощадбанка. «Если в октябре прошлого года на 1 гривну безналичных операций приходилось 5-6 гривен снятия наличных, то уже в марте эта цифра уменьшилась до 4,4 грн», – уточнил начальник управления торгового эквайринга Ощадбанка Андрей Кириенко.
«Первая неделя апреля показала практически двойное снижение объемов операций по снятию наличных. Но кеш все равно остается в ходу», – говорит директор департамента транзакционного бизнеса АО «Таскомбанк» Евгений Закалата.
Однако взрывного роста безналичных платежей все же не произошло.
Директор по развитию бизнеса «Пост Финанс», ГК «Новая Пошта» Глеб Бурцев уточнил, что прирост безналичных платежей не измеряется десятками процентов. «Но даже прирост в 1-2% несет колоссальные изменения в себестоимости для операционной модели», – пояснил он.
Читайте также: Кредитные каникулы и наличность в карантине. Полный список мер, которые ввел НБУ на банковском рынке на время карантина
По мере роста спроса на онлайн-услуги финансисты улучшают сервисы. «Самое главное, что позволяет расти кешлесу, в том числе диджитал сервисам, это улучшение мобильного приложения. Над этим мы постоянно работаем», – заверил директор по развитию бизнеса «Пост Финанс», ГК «Новая Пошта» Глеб Бурцев.
Потребители все еще ходят по магазинам
Одним из самых чувствительных к карантину стал рынок эквайринга. Вследствие вынужденного ухода множества предпринимателей на карантин платежи через РОS-терминалы упали.
«В первые дни карантина в эквайринговой сети Ощадбанка был пик транзакций. Ажиотаж быстро стих: клиенты начали осуществлять операций меньше, но на большие суммы. Средний чек увеличился порядка 30%», – рассказал Андрей Кириенко.
Уменьшение на 12 % объёма платежей в РОS-терминалах и на 24,6% количества транзакций зафиксировали в Приватбанке. Кроме того, там отмечают снижение пользовательского спроса на платежные системы.
«Количество оплат по Apple Pay и Google Pay упало соответственно на 41,2% и 30,8%», – уточнил Васильцов. Он считает, что это является ярким свидетельством ухода клиентов в онлайн.
Но если с эквайрингом ситуация примерно у всех одинаковая, то с платежными системами отличается в разы. Например, в Конкорд банке заявляют о росте пользования обеими системами. «Количество по Apple Pay увеличилось на 22,5%, и незначительный рост в 1% показал Google Pay», – уведомила заместитель председателя правления Оксана Бабенко.
Карантин спровоцировал рост Р2Р переводов. Но, к примеру, если в Приватбанке он составил 1,1%, то в Ощадбанке - 35%, а в Конкорде — и вовсе на 50%.
Вместе с этим растет доля онлайна в расчетах картой. В Приватбанке отмечают, что она увеличилась в 10 раз, но превзойти офлайн все равно не смогла. «Почти 60% клиентов все еще приходят в магазин или точки выдачи и расплачиваются там», – констатировал Васильцов.
Спрос на виртуальные карты бьет рекорды
С 20 марта стремительно растет спрос на курьерскую доставку карт на дом. В Приватбанке, например, количество таких заказов выросло в 2,5 раза.
В Конкорде же говорят об увеличении на 80% и фиксируют бум на виртуальные карты. «За три недели на 78% увеличилась эмиссия активных виртуальных карт. И на 75% — эмиссия по Х-card. Для открытия этих карт достаточно зайти в интернет-банк или любой месенджер в телефоне, вызвать чат-бота, сделать несколько кликов и карта готова к использованию», – детализировала Оксана Бабенко.
Сейчас, кстати, судьба виртуальных карт оказалась в подвешенном состояние. Закон о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, предусматривает с 28.04.2020 года обязательную идентификацию prepaid-карт. Известно, что по данному вопросу идут консультации розничного бизнеса с НБУ. Но, как сообщила зампредседателя правления Конкорд банка, рабочего решения на текущий момент нет.
Онлайн покупки восстанавливаются
В середине марта сегмент е-коммерции дал сбой. Сказались, в первую очередь, отсутствие спроса на билеты и затишье в туристической отрасли. Но на сегодня ситуация выравнивается.
«Люди посидели дома, поняли, что кризис надолго и потихоньку начинают вовлекаться в работу. Как результат– планомерный рост по покупкам онлайн», – рассказал директор департамента транзакционного бизнеса Таскомбанка Евгений Закалата.
К примеру, в Конкорд банке зафиксировали увеличение онлайн-покупок на 30%.
Чаще всего онлайн покупают товары для личного и семейного пользования: продукты, техника, косметика, спорттовары, а также все, что связано со здоровьем.
«За время карантина интернет-трафик увеличился на 30-40%. Также растет средний чек», – рассказала технический директор CBDO fintech-компании LeoGaming Мариам Матиашвили.
Карантин повлиял даже на поведение любителей развлекательного контента и онлайн игр. В частности, при поиске определенной покупки в интернете пользователи все чаще доводят операцию до финала, а не останавливаются на полпути.
Что касается методов в оплате онлайн-игр, то по словам Мариам Матиашвили, покупки через интернет стали делать чаще. Но в то же время, выросли и платежи через терминалы. Менее активный прирост показывают интернет эквайринг и мобильная коммерция.
Люди снова понесли деньги в банк
Кризис заставил многих отказаться от жизни на широкую ногу.
«На фоне роста онлайн покупок сегмент физических покупок практически «отпал». Это повлияло как на загрузку кредитного лимита, так и в целом на оборот по картам. Количество запросов на кредитные средства снизилось», – рассказал директор департамента транзакционного бизнеса АО «Таскомбанк».
Читайте также: Беспроцентные кредиты от правительства: как это будет работать
Банки тоже учитывают ухудшение финансового состояния потенциальных клиентов. «Мы продолжаем кредитовать клиента, который по скорингу имеет хорошие балы. Более рисковых мы ограничиваем по суммам. А на новых смотрим с осторожностью», – заявил представитель Приватбанка.
Читайте также: «Рассматриваем клиентов под лупой»: как работают МФО во время карантина
Оправившись от первого шока, украинцы снова стали размещать депозиты. «Небольшой отток происходит. Но в то же время, по нашим наблюдениям, порядка 80% клиентов, которые забрали вклады, сейчас вернулись», – говорит начальник управления торгового эквайринга Ощадбанка.
Читайте также: Страны G20 предоставили «кредитные каникулы» бедным странам