На что могут рассчитывать туристы и какие варианты выхода из ситуации предлагают турфирмы, выяснял «Минфин».
Заморожено 1,5 миллиарда отпускных денег
Коронавирус нанес сокрушительный удар по туристической отрасли. Более 10 тыс. отечественных туроператоров и турагентств «заморозили» деятельность. То же произошло и с деньгами, которые они получили от клиентов за раннее бронирование путевок.
«По предварительным подсчетам, в руках туристических агентов и операторов сосредоточено около 1,5 млрд грн клиентских денег. Но если потребовать в одночасье их вернуть, ни один туроператор или турагент не вынесет этой нагрузки», – рассказывает руководитель турфирмы «Олександра», консультант по развитию туризма Александра Коваленко.
Представители отрасли и юристы подчеркивают, что в сложившихся обстоятельствах нет виноватых, убытки понесут все: и туристы, и турагенты, и туроператоры. Главная задача – постараться минимизировать ущерб, найдя оптимальный для всех вариант. На сегодня его видят так: перенести забронированные туры на более поздний период.
«Мы сейчас просим всех идти максимально навстречу друг другу: операторов — предлагать лояльные условия переноса тура, а туристов — соглашаться на более поздний отдых и не требовать возврата денег», – объясняет глава Госагентства развития туризма Марьяна Олеськив.
Читайте также: ТПП рассказала, как работать бизнесу в условиях форс-мажора
Что предлагают туристам
Большинство туроператоров в качестве альтернативы предлагает перебронирование тура. Но условия сильно разнятся.
Одни настаивают на том, что все параметры тура должны остаться неизменными. Только в этом случае они готовы перебронировать путевку без доплаты. «В заявке не должны меняться: туристы, курорт, отель, тип номера, количество ночей и т.д.», – указывает в условиях Anex Tour.
Другие устанавливают меньше ограничений. Например, в Tez Tour уверяют, что при переносе даты поездки можно изменить количество туристов, отель и страну пребывания. При этом сохраняются оплаченная сумма и курс валют.
«Для тех, кто не может сегодня определить дату вылета, мы предложили возможность зафиксировать оплаченную сумму в виде депозита, который можно будет использовать для оплаты следующей поездки. При этом мы максимально снизили стоимость туров: продлили действие акций раннего бронирования, предлагаем дополнительные скидки от отелей», – рассказал руководитель департамента продвижения продукта компании Tez Tour в Украине Павел Ганзевич.
Что касается даты переноса туров, то компании хоть и надеются на быстрое восстановление отрасли, но соглашаются, что раньше конца лета это вряд ли произойдет. Поэтому они призывают своих туристов перебронировать туры на более поздний период — до 31 октября 2020 года или даже до конца этого года.
Читайте также: Что делать, если оплаченный тур «сгорел» из-за карантина
Почему отмена тура — плохой вариант
Если все-таки турист настаивает на аннулировании тура, то ему могут вернуть деньги. Но в этом случае он должен быть готов к множеству нюансов. Например, в TUI Ukraine предупреждают, что при отмене тура деньги вернут исключительно в гривнах и только после стабилизации ситуации в мире, при этом штрафы будут действовать согласно договору.
Но есть также большая вероятность, что турист может ничего не получить. И речь идет не только о периоде карантина, который попадает под форс-мажор. Турагентство может не вернуть деньги, если клиент откажется от путешествия, запланированного после 24 апреля (срок, когда карантин официально заканчивается).
Но многое зависит, какие обязательства сторон прописаны в договоре. Если в документе указано, что отмена поездки по инициативе туриста влечет за собой штрафы, то турист потеряет деньги.
Читайте также: Страховка от COVID-19. Стоит ли воспользоваться
Туристическая компания может вычесть из суммы возврата расходы, которые она уже понесла. Сюда входят и бронирование отеля, и авиабилеты, и страховка, и многое другое. В результате клиент может не досчитаться от 30 до 100% стоимости путевки.
Например, Coral Travel сообщает, что компания всегда заранее рассчитывается в полном объеме со всеми поставщиками турпродукта. «То есть сейчас все средства по таким турам уже у поставщиков, и мы ожидаем их решения», – говорится в сообщении.
Таким образом туроператор дает понять, что денег у него нет. И, соответственно, не от него зависит, какую сумму он сможет возместить клиенту.
Как сообщила руководитель фирмы «Олександра» Александра Коваленко, туроператоров уже предупредили, что лучше не злоупотреблять штрафами. Если выяснится, что санкции начислены безосновательно, нарушителей будут привлекать к ответственности.
Но до выяснения обстоятельств может пройти много времени. И в сложившийся ситуации даже юристы советуют не рисковать. Если есть возможность перенести тур, лучше ею воспользоваться.
Ставка на внутренний туризм
Заместитель министра внутренних дел Украины Антон Геращенко уверен, что в ближайшие полгода-год Европа и весь мир будут закрыты для туризма. Это значит, что украинцам придется присмотреться к отечественным курортам.
О подготовке антикризисных мер для туристической отрасли сообщили в Госагентстве развития туризма. «Говорить, какие границы нам откроют, рано. Все зависит от того, насколько Украина будет считаться безопасной и другие страны также. Сейчас, прислушиваясь к рекомендациям UNWTO (Всемирная туристическая организация), готовимся в первую очередь восстановить туризм внутри страны», – комментирует Марьяна Олеськив.
По ее словам, уже сейчас разрабатывается стратегия и проекты по внутреннему туризму.
«Этот кризис приведет к диджитализации процессов, появится больше систем онлайн бронирования, люди больше станут покупать туры через интернет. При этом больше внимания будет уделяться санитарной безопасности во время полетов и в отелях, популярными станут дополнительное страхование от невыезда», – уверены в Tez Tour.
Кроме этого, полезные выводы сделают и туристы. По крайней мере, будут внимательнее читать условия договоров, особенно пункты о форс-мажорах.
Ирина Рыбницкая