В качестве альтернативы клиентам предлагают перебронирование тура. Законно ли такое поведение туроператоров и что делать путешественнику, оказавшемуся в такой ситуации, в колонке для «Минфина» рассказал управляющий аартнер адвокатского объединения «Suprema Lex» Виктор Мороз.
Государство поддержало туроператоров
В Украине короновирусная болезнь COVID-19 признана обстоятельством форс-мажор. Именно этим туроператоры сейчас обосновывают свою позицию по невозврату туристам денег за оплаченные туры и рекомендации перебронировать свое путешествие на более позднюю дату.
Фактически, такую позицию туроператоров поддержали в Министерстве культуры, молодежи и спорта и Госагентство развития туризма, рекомендовавшие в своем письме туристам перебронировать запланированные поездки на более позднюю дату, а туроператорам — максимально содействовать в этом туристам.
Читайте также: Туроператоры отказываются возвращать деньги за оплаченные туры. Что предлагают
Форс-мажор – не повод надуть клиента
Однако, согласно действующего законодательства Украины, в частности, ст. 617 Гражданского кодекса, обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор не освобождают стороны от необходимости выполнения обязательств. С другой стороны, форс-мажор является основанием:
-
для освобождения сторон от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по договору, если оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
-
продолжения срока выполнения сторонами своих договорных обязательств, если обстоятельства непреодолимой силы повлияли на эти сроки.
Таким образом, туроператор не освобождается из-за признания COVID-19 обстоятельством форс-мажор от выполнения своих обязательств. Однако и выполнить их, фактически, не может из-за прекращения воздушного сообщения Украины с другими странами.
Аналогичная норма предусмотрена и профильным Законом «О туризме». Его положения прямо указывают: туроператор в случае наступления форс-мажорных обстоятельств освобождается от ответственности перед туристом за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на туристическое обслуживание, но не от выполнения обязательств по такому договору.
Стоит ли требовать возврата денег
Означает ли это, что турист может требовать возвращения средств за невыполненный тур? Фактически да.
Но здесь необходимо учитывать следующее: Закон «О туризме» предусматривает возможность туриста отказаться от выполнения договора на туристическое обслуживание до начала путешествия.
Но сделать это возможно при условии возмещения туроператору (турагенту) фактически осуществленных ним документально подтвержденных расходов, связанных с отказом.
Туроператор для организации путешествия несет расходы:
-
страхованием ответственности,
-
организация перелета туриста
-
организация проживания.
Размер таких расходов может достигать 90 % стоимости тура, которые туристу возвращены не будут.
Поэтому, как видим, у туриста есть право требовать возврат средств, оплаченных за тур. Однако размер возвращенных средств может быть уменьшен на сумму фактически осуществленных расходов.
Вполне возможно, что соответствующую сумму придется возвращать в судебном порядке, что также потребует расходов на юридическую помощь.
На мой взгляд, в условиях короновирусной пандемии следует искать с туроператором компромисс. И, если это для туриста приемлемо, перебронировать путешествие на более позднюю дату.