«Минфин» разобрался, в чем заключаются изменения и что о них говорят аграрные эксперты.

Лучше, чем ничего

«Закон о земле на минималках» — такими словами охарактеризовал новации финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив.

Указал на недостаточность изменений и заместитель министра юстиции Иван Лищина. «В таком обрезанном виде, когда от реформы оставили право распоряжаться землей, но фактически отрезали ее экономическую составляющую, она вызывает больше сожаления, чем радости, но все же это действительно шаг вперед, с точки зрения защиты права собственности», — отметил он.

Закон содержит целый ряд компромиссных положений, которые были призваны удовлетворить противников свободной продажи земли. И, скорее всего, без этих ограничений изменения не были бы приняты.

Что меняется

Самый первый компромисс – это сроки введения рынка земли. Ранее ожидалось, что он начнет работать уже летом этого года. Однако в окончательной версии закона установлено, что продать или купить землю можно будет только с июня 2021 года.

С этой даты покупать землю смогут только физические лица и не более 100 га «в одни руки».

Следующий этап начнется в 2023 году. Тогда право купить землю получат и юридические лица. Также увеличится объем земли, который сможет купить один человек – до 10 тыс. га.

Землю не смогут покупать компании, владельцами которых являются граждане России. Кроме этого ограничение будет касаться компаний, которые принадлежат иностранным государствам, оффшорам или бенефициаров, которых невозможно установить.

Иностранцы, как предполагалось и ранее, смогут покупать сельскохозяйственные участки лишь в том случае, если за это украинцы проголосуют на референдуме.

Также предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности под продажу не попадут.

Целесообразны ли ограничения

Как рассказал «Минфину» старший партнер в EUCON Legal Group Анатолий Мирошниченко, фактически, единственный позитив закона – сам факт отмены моратория.

«Все остальное в законе — это, к сожалению, компромиссы, которые выхолащивают его положительный эффект. Отсрочка вступления в силу до 1 июля, на мой взгляд, совершенно неоправданна, как и ограничение круга покупателей и площади земель в одни руки на первом этапе. Эти ограничения приведут к блокировке прихода инвестиций в аграрный сектор, дальнейшему доминированию экстенсивного зернового хозяйства, консервации низких цен на землю и низких ставок арендной платы», — убежден он.

Бессмысленным, по его убеждению, является и запрет на продажу государственных и коммунальных земель. «Хотя продавать их нельзя, их можно сегодня раздавать «безвозмездно» — что массово и происходит», — подчеркнул он.

В том, что ограничения на продажу земельных участков не будут способствовать их прозрачному использованию, убежден и член правления Союза землеустроителей Украины Андрей Мартын.

Он видит потенциальные проблемы и в объеме возможного приобретения земли до 2023 года. «Это будет сдерживать инвестиции и ограничит возможности некоторых фермеров и владельцев сельскохозяйственных предприятий в трансформации земельного банка из аренды в собственность», — объяснил он «Минфину».

Читайте также: Перебоев с доставкой продуктов в магазины не будет — таможня

Совершенно противоположной позиции придерживается народный депутат от Европейской солидарности Алексей Гончаренко. По его мнению, проблема именно в том, что с 2023 года аграрные холдинги получат право скупить слишком много земли. «Мы просто даем латиноамериканской модели отсрочку», — предупреждает он.

Некоторых же компромиссный закон устраивает, ведь на другой не стоило и надеяться. «Я соглашусь со всем, что сказано об «обрезанном» варианте реформы. Он хуже, чем начальная версия. Однако, без всякого пафоса нужно признать, что даже «обрезанный» вариант — это грандиозный шаг вперед для страны. И мы с коллегами даже ожидали, что на выходе будет где-то такой, обремененный многими ограничениями вариант», — отметил исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук.

Рынок без регулирования

Земельный рынок столкнется с целым рядом проблем, считает бывший министр экономики Тимофей Милованов. Он приводит следующие проблемы, которые существуют сейчас и новым законом не решаются:

  • теневой рынок земли;
  • отсутствие защиты от рейдерства;
  • большая часть земли обрабатывается в темную без уплаты налогов;

государственная земля разворовывается (примерно половину земли госпредприятий было выведено из госсобственности за период моратория).

Ставки по депозитам растут. Выбирай вклад с выгодными условиями в каталоге от «Минфина»

«Агрохолдинги продолжат расти, люди не получат справедливую стоимость за свою землю, общины не получат налоги, будет меньше инвестиций, чем могло быть, а схемы бесплатной приватизации госземли продолжат существовать», — убежден он.

Что будет дальше

По убеждению Андрея Мартына, открытие рынка земли будет иметь символическое значение и благодаря этому будет проще проводить дальнейшие изменения регулирования земельных отношений. В этих вопросах больше не будет политической составляющей.

В то же время Алексей Гончаренко выражает сомнение в том, что рынок вообще будет запущен. «Закон принят с нарушением регламента. Он будет обжалован в Конституционном Суде и это будет справедливо. Нарушение правил ради политической целесообразности в перспективе не приводит ни к чему хорошему», — отмечает он.

Читайте также: «Все скупят олигархи и крупные компании»: Милованов раскритиковал закон о рынке земли

«Наш компромисс – это компромисс, когда обе стороны держат фигу в кармане. Сторонники реформ надеются, что главное снять мораторий, а потом легче будет продвигать либерализацию. А противники изменений надеются на самый справедливый в мире Конституционный Суд. Вот такая кооперация», — прокомментировал дальнейшие перспективы рынка специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. Поэтому, похоже, борьба за рынок земли еще не завершена. Возможно, она просто перешла в другую фазу.

Алексей Писарев