Какие законы нужны МВФ
Сейчас широко обговаривается основное пожелание кредитора. Для запуска новой кредитной программы (расширенного финансирования, EFF) Украине нужно принять два закона: по земле и банковской деятельности.
Читайте также: Мораторий снят. Рада открыла рынок земли
Но нельзя забывать, что попутное требование — утверждение еще и новой, секвестированной версии госбюджета. Без нее нашу кредитную заявку даже рассматривать никто не будет.
Для МВФ всегда была важна стабильность, предсказуемость и прозрачность государственных финансов, а действующий закон о госбюджете давно утратил актуальность. Так что требование о пересмотре бюджета эксперты считают логичным и предсказуемым. Они признают, что это нужно самой Украине и с голосованием за исправленный бюджет нельзя медлить.
Читайте также: Кабмин подготовил бюджет чрезвычайной ситуации: Курс доллара 29,5 грн/$, уровень безработицы — 9,4%
«За 2-3 месяца уже сформировался серьезный дефицит и невыполнение бюджета по поступлениям. Тем более, действующий документ планировался без учета карантина и экономической стагнации, поэтому сегодняшняя ситуация требует его пересмотра», — отметил «Минфину» заместитель директора финансового департамента Укргазбанка Виктор Пастернак.
Никто не сомневается, что с МВФ согласовали троекратное увеличение дефицита бюджета — до 298,4 млрд грн. Это четверть расходной части бюджета, которая утверждена на уровне 1,2 трлн грн.
Если бы не коронавирус, МВФ бы не уговорили на такой показатель. Но речь зашла о создании в Украине Фонда борьбы с COVID-19 в размере 97,1 млрд грн, о спасении нации, а также о последствиях развития болезни для экономики. Эти аргументы стали решающими для кредиторов.
Ровно такая же история с банковским законопроектом (№ 2571-д), который Верховная Рада приняла в первом чтении на этой неделе.
«Как минимум, текст законопроекта по банкам точно согласовывался с представителями МВФ. Наивно предполагать, что Фонд будет удовлетворен, если финальный текст документа будет в каком-либо принципиальном вопросе отличаться от согласованного варианта», — сказал «Минфину» глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин.
Ключевой момент для МВФ — запрет на пересмотр результатов национализации и закрытия банков. В первую очередь, Приватбанка, стоившего бюджету 155 млрд грн, во-вторую — еще дюжины финучреждений, многие из которых до сих пор ходят по судам, чтобы признать неправомерным решения НБУ о неплатежеспособности и Фонда гарантирования вкладов о ликвидации.
Для соблюдения баланса и выполнения Конституции, бывшим акционерам позволили получать от государства компенсации, если они смогут доказать неправомерность решений Нацбанка и ФГВФЛ.
Определенные сомнения есть по земельной реформе, несмотря на то, что ее приняли окончательно и можно не сомневаться, что ее подпишет президент Владимир Зеленский. Ведь известно, что МВФ всячески лоббировал продажу украинской земли иностранцам: чего давно хотят многие западные инвесторы, и что, по расчетам аналитиков Фонда, сможет наполнить наш бюджет.
Однако в законопроекте №2178-10, который приняла Верховная Рада, этого нет. Вопрос о доступе иностранцев к покупке наделов, по документу, должен стать предметом референдума и может быть отклонен. К тому же, на земельный рынок не сразу (только после 1 января 2024 года) допустят юрлиц и ограничат права банков на владение, что может сдерживать торговлю участками. На начальном этапе покупать/продавать их смогут только физлица.
Впрочем, источники «Минфина» уверяют, все эти нюансы и оговорки тоже обсуждались с руководством МВФ. Кредитор пошел на уступки, сделав скидку на карантин, ослабевшую из-за коронавируса экономику и слабые рынки.
Из-за непростой ситуации в Украине и в мире в 2020 году будет сложно рассчитывать на максимальный спрос на нашу землю и, как следствие, на формирование справедливой цены. Потому было позволено не открывать рынок земли полностью, а лишь немного «приоткрыть дверь».
Деньги на долги
Даже при оперативном согласовании позиций и сборе голосов у Верховной Рады может уйти 3-4 недели на окончательное принятие банковского закона и секвестированного бюджета. После принятия земельной реформы в этот понедельник парламентарии ушли на работу в комитетах и с избирателями на 14 дней.
Апрель нам точно придется пережить без программы МВФ и кредитного транша. Но финансисты уверены, что у Минфина есть запас прочности, и платежи по госдолгу будут идти без задержек. Валюты хватит почти на два месяца.
А если потребуется добрать средств, то чиновники могут разместить новые выпуски долларовых ОВГЗ (облигаций внутреннего госзайма) либо почерпнуть средства из золотовалютного резерва Национального банка, размер которого находится на уровне $25 млрд.
Читайте также: НБУ отсрочил на год введение веса риска по ОВГЗ в иностранной валюте
«Запас валюты на счетах правительства, по моим оценкам, немного меньше потребности для выплат до конца мая. Эта разница и июньская потребность может быть компенсирована покупкой валюты у Нацбанка, за счет гривневого ресурса, который НБУ направит в бюджет благодаря разнице превышения доходов над расходами в 2019 году", - проанализировал для «Минфина» ситуацию старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.
Он также уточнил, что не стоит отбрасывать и то, что значительная часть валютных выплат — это погашения валютных ОВГЗ, которые пользуются спросом. Скорее всего, эти выплаты будут рефинансированы, что также поддержит выполнение бюджета и покрытие расходов по госдолгу.
Не дефолт, а реструктуризация
Недавно появилась новость о том, что МВФ из-за разгула коронавируса по всему миру даст бедным странам отсрочку по кредитным выплатам. Они смогут сэкономить на выплатах по госдолгу. Преимущественно это государства из Африки, Азии и Латинской Америки.
Смотрите также: Дефолт отменяется? МВФ получил свое: рынок земли и Приват. Как реагирует курс и экономика (видео)
Украина не вошла в список стран-льготников. Хотя ходили разговоры о том, что наши чиновники смогут выхлопотать себе льготы и отсрочки, однако большинство опрошенных экспертов считают это маловероятным.
«По стандартам Мирового Банка, под определение беднейших стран подпадают государства с ВВП на душу населения меньше 1175 долларов. Но, по данным того же МБ, в Украине ВВП на душу населения составляет 2660 долларов на 2018 год», — объяснил причину начальник отдела по работе с инвесторами Банка Кредит Днепр Андрей Приходько.
О дефолте пока всерьез не говорят. Ни по внутреннему госдолгу, ни по внешнему. Несмотря на то, что в последнем случае нужен дефицитный доллар, запас которого перестал активно пополняться.
Нацбанк больше не скупает напропалую доллар на межбанке, как делал это год назад, когда активно росла экспортная выручка украинских экспортеров (в первую очередь, агропредприятий), а главное — регулярно поступала валюта от иностранных скупщиков ОВГЗ.
Да и Минфин давно не размещал долларовых выпусков еврооблигаций, и не скоро будет это делать, с учетом турбулентности на мировых рынках и отсутствия рабочего соглашения с МВФ.
Наша страна в основном тратит доллар — для поддержки курса гривны на межбанке. И совсем мало привлекает валюты для пополнения золотовалютных резервов: все, что удалось правительству недавно — это разместить 3-месячные ОВГЗ на $801,6 млн и годовых бумаги на €75,7 млн.
При этом платить кредиторам приходится каждый месяц и весьма крупные валютные суммы — $9 млрд в 2020 году: $5,5 млрд по внутреннему долгу и $3,5 млрд — по внешнему. Пики платежей придутся на май и сентябрь, когда нам предстоят выплаты $1 млрд по госгарантиям США и $1,4 млн по еврооблигациям, соответственно.
Если, конечно, чиновники решат не договариваться об отсрочках, рассрочках и даже списаниях. Именно к этому их сейчас активно подталкивают с оглядкой на расширение эпидемии коронавируса и необходимости увеличения финансирования медицины.
«Стоит говорить не о дефолте. Данный вопрос необходимо рассматривать через призму других практик, — речь идет о списании и реструктуризации долгов. При этом акцент нужно делать именно на списании. Как это сделали Польша в начале 1990-х или Греция несколько лет назад», — считает Виктор Пастернак.
Реструктуризация госдолга может быть не тотальной (по всем обязательствам), а частичной. По одним займам платить, а по другим попросить отсрочку.
Читайте также: Почему дефолт — это плохо. Объяснение «на пальцах»
«Золотовалютные резервы хоть и находятся на высоком уровне, но при отсутствии рефинансирования и при полных выплатах по госдолгу упадут до критического уровня ниже 2,5 месяцев импорта", — подсчитал Андрей Приходько.
По его мнению, такая просадка ЗВР будет слишком рискованной на фоне непредсказуемой ситуации в мире. Таким образом, если не удастся привлечь у МВФ и других кредиторов хотя бы $5 млрд в 2020 году, у страны не останется иного выхода, как запросить новую реструктуризацию у держателей украинского суверенного долга.
Без МВФ и с дефицитом бюджета
Без кредитной программы МВФ и реструктуризаций госдолга Украине будет крайне сложно поддерживать общую платежеспособность. То есть, финансировать потребности госбюджета. Он хронически не выполнялся в 2019 году, а в 2020-ом ситуация резко ухудшилась из-за карантина и закрытия множества предприятий. В нынешних условиях есть совсем немного источников для его наполнения и экономии:
-
Прямая эмиссия гривны — чего опасаются более всего, поскольку она чревата глобальным витком девальвации нацвалюты и инфляции.
-
Принудительная девальвация гривны, также направленная на рост эмиссии и на увеличение гривневых заработков экспортеров.
-
Повышение налоговых ставок, которое может иметь слабый эффект в увядающей экономике.
-
Дальнейший секвестр бюджета, который будет невозможно финансировать.
Но эксперты подтверждают, что все это путь в никуда.
«Кроме МВФ на сегодня доступные источники наполнения бюджета имеют инфляционный характер: девальвировать курс гривны или вливать в систему необеспеченную гривну в виде эмиссии, значительная часть которой попадет на валютный рынок. Это путь в никуда",— уверен директор департамента риск-менеджмента ПАО «КБ «Аккордбанк» Николай Войткив.
Он также говорит, что повышение налоговых ставок невозможно. Приватизация сейчас ничего не даст, кроме вероятных скандалов. Повысить уровень администрирования налогов в текущих условиях возможно, но только теоретически.
Сколько может получить Украина
Потому оптимальным и единственно правильным в нынешней ситуации считается вариант с форсированием переговоров с МВФ и подписанием кредитного соглашения.
«При наличии политической воли технические моменты со стороны МВФ не займут много времени. На подготовку Меморандума, утверждение Советом Директоров фонда и выделение денег уйдет две-три недели», — считает Андрей Приходько.
Недавно озвученный план президента Зеленского считается вполне реальным:
• подписание с МВФ программы EFF общим объемом $8 млрд;
• получение пакета кредитной помощи от Мирового банка, Евросоюза и прочих международных кредиторов на $2 млрд.
Но только в оперативное получение крупных сумм мало кто верит. Ожидается, что первый транш МВФ, которого ждут в мае, не превысит $1,5-2 млрд. Хотя не исключается еще некоторая финансовая поддержка в рамках программы борьбы с COVID-19. От остальных кредитных доноров в этом году ждут еще порядка $1-1,5 млрд.
Может быть еще $1-1,5 млрд МВФ выделит Украине в сентябре-октябре 2020 года. Но только, если мы сможем поддерживать макроэкономическую стабильность и будем отрабатывать свои обязательства.
Плюс эксперты МВФ и Госдеп США будут пристально следить за судебными процессами по Приватбанку. Чтобы не допустить мировой с бывшими акционерами (Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым) и выплат крупных компенсаций в их рамках.
По финансовому рынку ходят упорные слухи о том, что банковский закон удалось провести через Верховную Раду, благодаря секретной договоренности между Минфином/Нацбанком с Игорем Коломойским по компенсации. А именно по выплате ему $2 млрд после того, как украинская экономика начнет приходить в себя после последствий COVID-19.
Это ровно то, чего не хотят допустить в Вашингтоне. Там не в восторге от идеи, что транши МВФ перекочуют в карманы украинских олигархов. Причем, при любом раскладе: правы или не правы бывшие владельцы Приватбанка. Задача Международного валютного фонда — выделять кредитные транши частями, и не допускать перетока своего финансирования.
«Скорее всего, правительству придется несколько раз пересматривать параметры бюджета в зависимости от развития ситуации. Пока складывается впечатление, что машиностроение и металлургический сектор страны пострадают более остальных от возможной глобальной рецессии», — убежден Дмитрий Чурин.
Еще от Фонда жду ограничений по гривневой эмиссии и инфляционным показателям.
«МВФ, в рамках выдачи траншей, вероятней всего установит ограничение на рост денежной массы, в независимости от способа ее увеличения, понимая, что излишки будут давить и на курс, и на инфляцию», — полагает Николай Войткив.