В действительности же закон, в случае его подписания президентом, станет настоящим подарком для оптимизаторов всех мастей.

Для выживших ФОПов приготовили светлое будущее

Очередной антикризисный закон – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-2019)» (законопроект № 3275) подготовлен группой из нескольких десятков депутатов.

Пожалуй, самым ожидаемым малым бизнесом решение стало увеличение годовых лимитов оборотов для физлиц и ЧП, работающих на упрощенной системе налогообложения. Партнер юридической фирмы ETERNA LAW Артем Кузьменко рассказал о новациях:
 

I группа: физлица — предприниматели, не использующие труд наемных лиц, торгуют на рынках или предоставляют бытовые услуги населению.
Годовой доход увеличивается с 300 тыс грн до 1 млн грн

II группа: физлица – предприниматели. Сферы деятельности: услуги «упрощенцам» и населению, производство, продажа товаров, ресторанный бизнес. Количество наемных работников — до 10 человек;
Годовой доход увеличивается с 1,5 млн грн до 5 млн грн

III группа: физлица-предприниматели без ограничения по количеству сотрудников и юрлица любой организационно-правовой формы.
Годовой доход увеличивается с 5 млн грн до 7 млн грн

Впрочем, эта норма далеко не нова. Аналогичные положения содержались в другом законопроекте (№2110), который уже давно пылится на подписи у президента. Но главный вопрос – поможет ли эта мера банальному выживанию малого бизнеса в нынешний непростой период?

«Увеличение порогов для плательщиков на едином налоге — долгожданное и удачное решением для бизнеса, хотя и несколько запоздалое. Но массового положительного экономического эффекта для бизнеса ждать не стоит, поскольку доходы многих предпринимателей, очевидно, только уменьшатся», — считает старший юрист AVELLUM Антон Задериголова.

Иными словами, в нынешней ситуации затухания деловой активности увеличение лимитов дохода вообще не актуально.

Какие послабления уже забрали

В новом законе депутаты оперативно подкорректировали положения, которые вошли в первый законодательный антикризисный пакет.

Читайте также: Зеленский подписал законы о поддержке бизнеса и населения в условиях борьбы с коронавирусом

Например, изначально освобождение от уплаты налога на землю и недвижимость вводилось на два месяца – март и апрель. Свежий закон сохранил эту льготу только на март. Результат – двойная работа по подготовке отчетности для бухгалтеров. Ведь льгота по уплате налога не предоставляется автоматически. Воспользоваться ею можно только подав уточняющие декларации.

«Если компания уже успела подать уточняющие декларации по уменьшению налогового обязательства по плате за землю и налогу на недвижимость за апрель 2020 года, то придется до 30 апреля подать новые уточняющие налоговые декларации. Т.е. отобразить изменения налоговых обязательств за апрель и оплатить их в полном объеме до 30 июня 2020. Штрафные санкции за это применяться не будут», — поясняет консультант по налогам и сборам отдела налогового и юридического консультирования КПМГ-Украина Ольга Красюк.

Включили задний ход депутаты и в части проверочных послаблений. Мораторий на проверки не будет распространяться на фактические проверки плательщиков акцизного налога.

«Похоже, что Минфин просчитал реальные потери бюджета от временного освобождения от налога на землю и налога на недвижимое имущество и проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что отсутствие контроля за оборотом подакцизных товаров может привести к значительным экономическим потерям», — предположил Антон Задериголова из AVELLUM.

К слову, эти, мягко говоря, неприятные для бизнеса моменты могут оказаться далеко не единственными. Новый «антикризисный» закон предоставил местным властям возможность в течение 2020 года пересматривать ставки местных налогов и сборов.

Но никто не даст гарантии, что местные советы станут снижать налоговое бремя. Особенно, если учесть перспективу существенного роста расходов местных бюджетов. Правительство предложило существенно урезать субвенции и дотации местным бюджетам, чтобы изыскать средства на борьбу с коронавирусом.

Скорее всего, большинство соответствующих предложений перекочует и в новую версию бюджетных правок, которыми сейчас занимается профильный комитет ВР. А это значит, что местным властям, в свою очередь, тоже придется поскрести по сусекам.

Какие оптимизационные схемы открыли

Новый закон, безусловно, преследовал благородную цель – помочь бизнесу пережить период турбулентности. Однако задача эта фактически решается за счет открытия беспроигрышных схем законного уклонения от уплаты налогов.

Читайте также: Как воспользоваться «карантинными законами»: практические советы

Во-первых, бизнесу разрешили относить к налоговой скидке средства, медикаменты, медоборудование, которое передается безвозмездно для борьбы с эпидемией. О том, что это положение может быть использовано для минимизации налогов предупреждает в своих выводах к законопроекту Главное научно-экспертное управление ВР.

«Разнообразные благотворительные фонды и организации фактически становятся минимизационными центрами. Представьте себе ситуацию: предприятие переводит дружественному фонду деньги, может даже всю прибыль. И эта сумма в полном объеме освобождается от налогов. Потом фонд так же может вернуть эти деньги обратно», — поясняет глава адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Во-вторых, устанавливается нулевой акциз на спирт, который используется для производства дезинфицирующих средств. Стоит ли говорить, что оформляемый гекалитрами спирт на медицинские цели в реальности будет использоваться для теневого производства алкоголя.

В-третьих, на период карантина будут освобождены от НДС все операции по ввозу товаров, необходимых для ликвидации эпидемии. Перечень таких товаров должен определить Кабмин.

Как показывает опыт, в таких перечнях всегда находится место для товаров имеющих весьма отдаленное отношение к проблеме, зато напрямую связанных с бизнес-интересами отдельных лиц.

Кроме того, любые исключения из правил открывают массу лазеек и для остальных минимизаторов. Коды попавших под льготу товаров могут использоваться для оформления любых «серых» импортных поставок. С учетом дыр на таможне налаживание такой схемы – лишь дело времени.

Как изменили кредитные отношения

Зато льготы по новым и текущим займам наоборот расширили. «Предыдущий антикризисный» закон запретил банкам менять ставку по оформленным кредитам. Свежий документ расширил это правило и на договоры с плавающей кредитной ставкой», — уточнил Ростислав Кравец из адвокатской компании «Кравец и партнеры». 

Вопрос, просчитывал ли кто-нибудь, как это скажется на стабильности банковской системы, нужно отнести к разряду риторических.

Еще одна интересная норма – поручение Кабмину и НБУ в срочном порядке подготовить льготную кредитную программу для предприятий на поддержку зарплатных фондов.

Простыми словами это означает, что предприятиям очень скоро предложат брать кредиты на выплату зарплат сотрудникам.

Тут возникает сразу два вопроса. Первый: много ли найдется предприятий, которые в свете неопределенного будущего своего бизнеса рискнут набираться кредитов только для того, чтобы платить зарплаты?

Второй, все тот же: как перекочевавшие в банки «кредиты на зарплату» отразятся на стойкости самих кредиторов?

Что действительно нужно бизнесу и людям

То, что нынешняя ситуация требует масштабной поддержки населения и бизнеса, не вызывает сомнений. Конечно, наш скудный бюджет не позволяет власти, по примеру тех же США раздать населению деньги для поддержания потребительского спроса.

Или, скажем, ввести налоговые каникулы для компаний наиболее пострадавших от эпидемии секторов экономики. Но ощутимую помощь украинцам государство все же может оказать.

Что нужно бизнесу сейчас? Запросы абсолютно ожидаемые: снижение расходов и уменьшение перераспределения через бюджет. Каким образом можно реализовать эти запросы? – снизить подоходный налог и основные налоги, хотя бы для части наиболее уязвимых в кризис предприятий.

И тут мы подходим к ключевому вопросу: каким образом можно решить этот вопрос без серьезного ущерба для бюджета? Эксперты говорят, что такие способы есть даже для Украины.

Например, увеличить дефицит бюджета и, соответственно размеры долга. По этому пути сейчас идут все страны и такой ход вряд ли вызвал бы особые возражения у наших кредиторов.

Также, чтобы покрыть возросшие кассовые разрывы, можно увеличить фискальную нагрузку на сверхприбыльные отрасли. Но к такому шагу власть не готова по совершенно очевидным причинам.

Галина Иванова