Группа экономистов, которые представляют финансовые компании и исследовательские организации, подготовили совместное письмо. В нем они объяснили, каким образом Украина может пройти нынешний кризис с наименьшими потерями и чего не следует делать ни при каких обстоятельствах. «Минфин» публикует ключевые тезисы письма.
Принципы, которыми следует пользоваться
Масштаб расходов на программы поддержки бизнеса и граждан должен соответствовать объему ресурсов, которые можно найти и потратить на такие программы без риска скачка инфляции, обесценивания доходов граждан и финансовой дестабилизации.
Экономическая нагрузка кризиса должна быть распределена между государством, бизнесом и населением. Государство не может помочь всем. Государственную помощь должны получать только те, кто в ней действительно нуждается.
Приоритетом для государства должно быть максимальное сохранение занятости – единственного источника доходов для большинства населения. Приоритетом для бизнеса должно быть сохранение рабочих мест – возможно, со временным снижением зарплат.
Государственная помощь направляется туда, где положительный эффект от нее для экономики будет самым большим. Например, тем, кто потерял средства к существованию, и поэтому с большей вероятностью будет покупать продукты питания и медикаменты, а не валюту.
Государство должно избежать ручного распределения ресурсов, которым создаются основы для коррупции и неэффективного направления дефицитных средств.
Если власть действует по стратегии, которая казалась оптимальной на определенном этапе, не нужно бояться ее изменить, когда становится очевидно, что она не работает, или если кто-то успешно испытал более эффективную стратегию. Адаптировав лучшие практики и гибкие стратегии в борьбе с вирусом, мы сможем выйти из кризиса более сильными.
Читайте также: Бороться с кризисом вместе: бизнес предложил власти план действий
Максимальная открытость и объяснения принимаемых решений, их причин и последствий. Необходимо сохранить доверие и сотрудничество между разными уровнями власти (центральными и местными) и между властью и людьми, выполнять свои обещания. Доверие и информированность – самое лучшее средство от паники.
Как эффективно привлечь деньги
Как можно быстрее завершить переговоры с МВФ, приложив усилия для увеличения объема программы и договорившись о направлении в бюджет существенной части займа. Достижение договоренности с МВФ позволит привлечь поддержку других официальных кредиторов (Всемирный банк, Европейский Союз, США и др.).
Максимально использовать уже имеющиеся и доступные кредитные программы международных финансовых организаций, в частности ЕБРР и ЕИБ, для финансирования инвестиционных проектов.
Пришло время экономить. Выбирай выгодный депозит в каталоге от «Минфина»
Тщательно пересмотреть расходы по каждому из распорядителей бюджетных средств, сократить некритичные расходы и максимально перенести финансирование незащищенных статей на вторую половину 2020 года.
Повысить ставки по ОВГЗ для привлечения временно свободной ликвидности банков и других участников рынка.
Как эффективно использовать ресурсы
Предоставить возможность микропредпринимателям, которые вынужденно закрылись, временно регистрироваться в Государственной службе занятости как безработным без закрытия ФОП; временно выплачивать пособие по безработице тем, кого отправили в неоплачиваемый отпуск.
Сделать Государственную службу занятости хабом по перераспределению рабочей силы в те сектора, где сейчас нехватка работников (например, доставка товаров из магазинов и аптек на дом потребителям), привлекать временно незанятых людей на оплачиваемые общественные работы (включая доставку товаров первой необходимости и лекарств одиноким пожилым людям и семьям на самоизоляции).
Дополнительно выплачивать ежемесячную финансовую помощь на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста на карантине в размере прожиточного минимума в случае, если оба родителя потеряли оплачиваемую работу или ребенок проживает с одним из родителей, потерявшим оплачиваемую работу (включая неоплачиваемый отпуск).
Читайте также: Полный перечень мер, которые ввел НБУ на банковском рынке на время карантина
Выплачивать работающим пенсионерам 50% от заработной платы на время карантина, если они остаются дома, рабочее место должно за ними сохраняться. Предприятие освобождено от уплаты ЕСВ из зарплат таких рабочих, половину расходов на оплату труда компенсирует государство.
Выплачивать из фонда социального страхования компенсацию одному из родителей, который ухаживает за ребенком на время карантина в учебных заведениях, по схеме, аналогичной больничному по уходу за ребенком на время его болезни.
Примеры неэффективных решений
Полностью остановить экономическую деятельность – ведь ценой станет резкое обеднение граждан, рост преступности, падение доходов бюджета и отсутствие средств на финансирование медицины и другие критические расходы.
В одностороннем порядке отказаться от выплат по государственному долгу («стихийный дефолт»). Это может привести к непредсказуемым последствиям и масштабному финансовому кризису, а значит – не позволит экономике быстро восстановиться после коронакризиса.
Монетизировать дефицит бюджета («печатать деньги») через прямой выкуп государственных облигаций за счет Национального банка. При низком доверии к гривне это может привести к неконтролируемой спирали девальвации и росту цен. Поэтому мы не можем стимулировать экономику триллионными вливаниями, как это делают США и Евросоюз.
Правительству не выполнять свои обязательства, например, отказываться возместить НДС. Это подорвет платежеспособность предприятий, и без того пошатнувшуюся из-за кризиса, и может восстановить коррупционные схемы, которые господствовали до 2014 года.
Полностью сокращать капитальные расходы, поскольку это источник занятости, особенно в условиях растущей безработицы.
Читайте также: От розовых очков до принятия. 5 стадий прохождения кризиса в бизнесе
Принимать меры, которые снижают доходы местных бюджетов. Местная власть лучше знает нужды своих жителей и может распределить ресурсы более эффективно. Так, освобождение компаний от налога на недвижимость и землю было примером слишком широкой помощи, от которой пострадали местные бюджеты.