Почему НБУ изменил свой норматив
Речь идет о постановлении Национального банка № 13 от 31 января 2020 года, которым регулятор упорядочил правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны.
Основанием для этого стало принятие 31 октября 2019 года Верховной Радой Украины закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов».
О ком расскажут силовикам
Этим законом, в частности, добавлены новые пункты в статью 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Пункт 3-1 позволяет банкам по письменному требованию органов прокуратуры, ГБР и НАБУ в делах по выявлению необоснованных активов и сбору доказательств их необоснованности раскрывать информацию, которая содержит банковскую тайну. Речь идет об операциях за конкретный промежуток времени с указанием контрагентов по счетам:
- юридического лица,
- физического лица-предпринимателя,
- физического лица.
Прокуратура, СБУ, ГБР, Нацполиция, НАБУ и Антимонопольный комитет и раньше имели право обращаться к банкам за информацией, которая содержит банковскую тайну. Но эта информация касалась только операций по счетам юридического или физического лица-предпринимателя за конкретный промежуток времени.
Сейчас же прокуратура, ГБР и НАБУ (уже без СБУ, Нацполиции и Антимонопольного комитета) имеют право обратиться еще и за информацией, которая содержит банковскую тайну относительно обычного физического лица, плюс с указанием контрагентов.
Читайте также: Банковская тайна: Кому финансисты рассказывают секреты клиентов
Кому и о чем расскажут банки
Права НАБУ оказались несколько шире, чем у других правоохранительных органов. Так, НАБУ имеет право получить информацию о:
- счетах,
- вкладах,
- сделках,
- операциях по счетам либо без открытия счетов в пределах своей компетенции, в том числе в делах по выявлению необоснованных активов и сбора доказательств их необоснованности.
Прокуратура и ГБР имеют право получить информацию исключительно об операциях по счетам и только в делах по выявлению необоснованных активов и сбору доказательств их необоснованности.
Итак, изменения касаются не всей банковской тайны, а только дел по выявлению необоснованных активов и сбора доказательств их необоснованности.
Как можно наказать банк за разглашение тайны
Несмотря на изменения, в получении банковской тайны существует определенная правовая проблема. Прокуратура, ГБР и НАБУ имеют право сформировать письменный запрос к банку на получение информации, содержащей банковскую тайну, только в рамках определенного уголовного производства.
Любое уголовное производство в Украине расследуется в порядке, предусмотренном УПК Украины. Статья 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» не согласуется со статьями 159-166 УПК Украины. Именно с теми статьями, которые регламентируют процедуру выдачи решения (постановления) суда о доступе к вещам и документам, содержащим банковскую тайну.
По ст. 162 УПК Украины сведения, которые могут составлять банковскую тайну, относятся к охраняемой законом тайне, доступ к которой возможен только через решение (постановление) судьи или суда. Соответствующие изменения в данную статью не внесены.
То есть, даже если прокуратура, ГБР или НАБУ на письменный запрос получают информацию, содержащую банковскую тайну, при дальнейшем рассмотрении уголовного дела в суде эту информацию можно ставить под сомнение как недопустимую. Поскольку она получена способом, не предусмотренным УПК Украины.
Также лица, чья банковская тайна будет раскрыта по письменному запросу правоохранительного органа, могут обратиться в суд с исками к банкам о возмещении ущерба. Ведь теперь для правоохранителей существует два пути: простой – через письменный запрос и сложный – через решение (постановление) судьи или суда.
Понятно, что прокуратура, ГБР и НАБУ пойдут более легким путем, который с учетом положения УПК Украины выглядит не совсем законным. А значит есть основание для взыскания с банка убытков за незаконное раскрытие банковской тайны.