«Минфин» выяснял, какие проблемы решит эта новация и как повлияет на бизнес ФОПов.

Как вырастут лимиты

Проект закона № 1210 предусматривает многочисленные изменения в Налоговый кодекс, в том числе и в отношении ФОПов. В сессионном зале депутаты проявили удивительное единодушие и 340 голосами поддержали так называемую «правку Васильченко» #2086 об изменении лимитов для физлиц-«единщиков» 1-3 групп.

Изменения существенные:

  • для 1-й группы (не используют наемный труд, работают сами на себя) лимит годового дохода повысили с 300 тыс. до 1 млн грн;
  • для 2-й группы (не более 10 наемных работников) — с 1,5 млн до 5 млн грн;
  • для 3-й группы (неограниченный штат сотрудников) — с 5 млн до 7 млн грн.

Читайте также: ЕСВ и единый налог-2020: расчеты для ФОПов

Зачем повышать лимиты

В последний раз предельный объем годового дохода упрощенцев депутаты пересматривали в 2014 году. С того времени произошло много изменений, которые повлияли на увеличение расходов предпринимателей. В частности, примерно в три раза выросла минимальная заработная плата, за ней «потянулись вверх» размеры налогов. Поэтому вопрос повышения лимитов для ФОПов назрел давно.

«Первая группа сейчас имеет годовой оборот 300 тысяч гривен, делим на 12 месяцев — получается меньше 30 тысяч гривен. И это просто оборот. За эти деньги нужно снять помещение, если ты, например, занимаешься торговлей, заплатить налог, ЕСВ, оплатить коммунальные услуги, а еще купить товар и с этого что-то заработать. Возможно ли уложиться в такой лимит? Очевидно, что нет», — обосновала свою позицию автор поправки, депутат Галина Васильченко.

Чтобы оставаться на упрощенной системе, часть предпринимателей были вынуждены нарушать закон.

Повышение лимитов для ФОПов должно решить несколько проблем.

  • №1. Тенизация экономики

Удельный вес «вклада» ФОПов в теневую экономику оценивается в размере 4,2-9,5 млрд грн (0,2-0,4% ВВП). Именно столько, по разным оценкам, ежегодно недополучает государственный бюджет.

«Из-за того, что объемы доходов для малого бизнеса давно не менялись, предпринимателям приходилось менять группы единого налога в течение года или переходить на общую систему налогообложения, или просто скрывать свои доходы», – отмечает президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе.

С повышением лимитов необходимость скрывать реальные доходы у малого бизнеса отпадет. Предприниматели наконец-то смогут выйти «из тени» и работать легально и открыто.

«Есть надежда, что больше бизнесменов смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Принятие такой нормы облегчит предпринимательскую деятельность и даст возможность мелким субъектам хозяйствования расширять свой бизнес», – надеется Григол Катамадзе.

  • №2. Несправедливые проверки и штрафы для ФОПов

Суть упрощенной системы – в установлении простых и понятных правил, которые легко соблюдать и трудно нарушить. Это должно минимизировать контакты с контролирующими органами и применение штрафных санкций.

«Несоблюдение допустимых пределов лимитов – это нарушение, а значит, повод для проверки и применения санкций. В этом теряется основной смысл упрощенной системы. Складывается ошибочное впечатление, что большинство предпринимателей – злостные нарушители», – объясняет старший экономист CASE-Ukraine Владимир Дубровский.

Повышение лимитов, по его убеждению, существенно улучшит ситуацию. ФОПы вздохнут с облегчением. Они будут спокойно показывать свои обороты, не опасаясь очередных проверок и штрафов за превышение предельных объемов.

Читайте также: В Украине стало меньше ФОПов. Что напугало предпринимателей

Схемы останутся

Повышение лимитов для ФОП не поможет решить проблему «дробления» бизнеса на псевдофопов. Речь идет о случаях, когда крупные предприятия заставляют своих сотрудников регистрироваться как ФОП. Это позволяет им экономить на налогах с зарплаты. Или же крупные компании дробят свой бизнес, чтобы распределять оборот и минимизировать налоги.

Глава комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев считает принятие данной нормы половинчатым решением. «Увеличивать лимиты ФОПам нужно было, но в комплексе с нормами, направленными на противодействие уклонению от налогообложения крупным бизнесом с использованием единого налога», — уверен он.

В какой-то степени владельцам крупных магазинов и десятков псевдофопов повышение лимитов даже на руку. «Бороться с «дроблением» надо не с помощью контроля лимитов или кассовых аппаратов. Нужно проводить анализ собственно бизнес-моделей. И с проверками приходить не к десяткам ФОПов, а к владельцу компании, на которого они работают», – отмечает Владимир Дубровский.

Читайте также: Какую сумму налогов ФОП будет платить за себя и работников в 2020 году

Скептически относится к решению ситуации с псевдофопами с помощью повышения лимитов также управляющий партнер Juscutum-аudit Сергей Полищук. Он убежден, что начинать «обеление» предпринимательства следует, прежде всего, с уменьшения налогового давления на заработную плату.

«Что должно побудить экономического агента выбирать систему налогообложения, при которой 41.5% (НДФЛ 18% + военный сбор 1,5% + ЕСВ 22%) отчислений идет только на выплату заработной платы, по сравнению с 6% в случае с ФОП? 41,5% и 6% – это 6.9 раз! Разница между этими двумя значениями не может быть такой разительной. А потому, наверное, можно двигаться как в направлении снижения налогов на зарплату, так и постепенного повышения ставок единого налога. На этом фоне поднятие лимитов для ФОП при массовой РРОизации и потенциальном увеличении налоговой нагрузки станет неким комплиментом бизнесу», – прокомментировал юрист.

Выбрать правильное решения для своего бизнеса

Индексация лимитов

Как показывает практика, изменение лимитов для предпринимателей-«упрощенцев» — процесс спорный и длительный. Чтобы избежать подобных недоразумений в будущем, эксперты считают целесообразным разработать механизм индексации, который бы прозрачно повышал лимиты с ростом среднего дохода на душу населения.

«Предлагаю, чтобы и лимит, и сама ставка единого налога 1-й и 2-й группы зависели от дохода на душу населения в конкретном населенном пункте. Это бы установило определенную справедливость. На сегодня имеем ситуацию, когда в маленьких населенных пунктах, селах, депрессивных регионах, лимит вообще не ограничивает предприятия. Наработать такой оборот – задача нереальная. Взамен, несмотря на небольшие доходы, отягчающей является ставка налога.

В больших городах, таких как Киев, Днепр, Львов, Одесса, наоборот: ставка налога для предприятий на самом деле мала. А вот низкий лимит приводит к массовому выходу за его пределы», – поделился своими идеями Владимир Дубровский.

Не по плану

Норма о повышении лимитов для ФОПов должна была вступить в силу на следующий день после опубликования закона. Но все пошло не по плану.

С самого начала проект закона подвергся резкой критике. Не утихла она и после доработки документа ко второму чтению. Острые дискуссии вокруг положений о введении плана BEPS, повышении акциза, предоставлении дополнительных полномочий налоговой вылились в проект постановления об отмене решения о принятии законопроекта.

Дальнейшая судьба документа, скорее всего, будет определяться на ближайшем пленарном заседании Рады, то есть завтра, 4 февраля. Депутаты поддержат или отклонят предложение отменить голосование за законопроект №1210.

Пока же такие желанные и долгожданные преференции для малого бизнеса остаются под знаком вопроса.