В своей колонке на странице в Facebook сооснователь банка Аваль, совладелец холдинга «Молочный альянс» Александр Деркач приводит примеры того, как на укрепление франка реагировали экономика, предприниматели и центробанк Швейцарии.

Читайте также: С Новым годом, страна! Что будет с курсом и экономикой Украины в 2020 году

Опять немного про экономику. Что должно быть впереди? Телега или лошадь? Экономика или финансы? В 2008 году один евро стоил 1.6 швейцарских франка. Но из-за постоянных колебаний на финансовых и фондовых рынках, инвесторы начали бежать из своих валют в его тихую гавань. И к сентябрю 2011 года курс франка окреп практически до 1 евро. Что, естественно, не могло не сказаться на экономике и экспортном потенциале этой маленькой, но гордой и красивой страны. Где у каждого дома в сейфе стоит автомат для службы в армии.

Швейцарское перестали покупать в Европе. Произведённые в Швейцарии Liebherr стали проигрывать по цене холодильникам Bosch. Кофеварки Jura кофеваркам Siemens, часы Patek Philippe часам Lange and Sohne. Производители швейцарского сыра столкнулись с тем, что потребители во всей Европе, в том числе и в самой Швейцарии, стали предпочитать более дешевую немецкую, голландскую, французскую или итальянскую продукцию. Владельцы швейцарсих магазинов обнаружили, что их клиенты стали ездить за покупками в соседние Германию, Австрию, Францию или Италию. Резко упало количество туристов, для которых Швейцария стала просто слишком дорогой.

Последней каплей стал опрос, опубликованный 4 сентября объединением швейцарского бизнеса Economiesuisse. Каждое пятое ориетированное на экспорт предприятие страны опасалось за свое существование из-за слишком дорогого франка. Если ключевая валютная пара на длительное время опустится ниже уровня 1,20, предупредил Economiesuisse, то практически всем работающим на экспорт компаниям придется сократить до 5% рабочих мест. Спустя два дня, утром 6 сентября SNB, центробанк Швейцарии, принял решение девальвировать франк и привязать его к евро по курсу 1,2 франка.

Читайте также: Об ОВГЗ, пирамидах, крепкой гривне и пользе стабильности