Старшее поколение — те, кто имеет огромный опыт — бывают слишком осторожными и консервативными, находясь под давлением своей прошлой практики, иногда не очень приятной. Новое поколение, в свою очередь, может «выходить за рамки» и находить параллели с совершенно небанковскими отраслями, таким образом генерируя много блестящих идей, вместе с тем им часто не хватает понимания того, как делается бизнес. Как бы мы ни представляли себе «Банк будущего», это просто отражение нашего внутреннего «Я». Итак, ниже краткий перечень особенностей «Банка будущего», которые я нашел в себе:
- Скорость реагирования. Мир движется все быстрее и быстрее. 8 секунд внимания — одна из особенностей поколения Z, станет «ох нет, это слишком долго» уже через несколько лет. Банк должен уметь реагировать буквально мгновенно. Забыть о контакте центре, от которого слышно: «Спасибо за ваш звонок, пожалуйста, оставайтесь на линии ...» или мгновенно, или ничего. Следующий шаг заключается в том, что банк должен быть проактивным, реагируя на 1 секунду быстрее, чем вы о чем-то подумали. Трудно представить? Давайте проверим через 10 лет. Финтех-гиганты и стартапы могут быть хорошим примером реализации принципа «время — деньги».
- Бигдата. Тесно соотносится с первым пунктом, но я добавлю немного вызова. Большинство людей легко делятся своими личными данными или даже не могут представить свою жизнь без того, чтобы постоянно не делиться чем-то с целым миром. Но можно ожидать все больше законодательных инициатив, которые ограничат возможность использования и распространения данных, особенно в банковском секторе. За десять лет личные данные будут самым ценным товаром на рынке. Уже сегодня банк имеет много информации о вас, но у «Банка будущего» ее будет в 10 раз больше. На определенном этапе соблюдение требований по защите персональных данных может стать для банка более сложной задачей, чем выполнение других нормативов и требований центрального банка. Нет необходимости повторять все возможности, которые открываются для «персонализации и настройки» банковских услуг одному клиенту или группе клиентов, появляются благодаря бигдате. Это не будущее, это уже происходит сегодня.
- Баланс. Клиенты будущего хотят, чтобы банк был «на расстоянии одного клика» — простой, быстрый, прозрачный, волшебный, присутствует во всех социальных сетях, без нелепых правил и, конечно, без всяких ограничений. С другой стороны, банк должен придерживаться бесконечного количества ограничений, установленных центральным банком, правительствами и законодательными органами других стран, внутренними процедурами и правовыми ограничениями. А если нет, то банк будет вынужден платить огромные штрафы или просто исчезнуть с карты. Банк будущего должен найти баланс между ожиданиями клиента и всеми правилами банковской системы, управлением ликвидностью, уровнем платежеспособности и кредитным риском, кодексом поведения и другими вещами, которые нельзя игнорировать. Это уже является серьезным вызовом настоящего, а завтра будет еще сложнее.
- Социальная ответственность. «Банк будущего» не сможет игнорировать запрос на социальную ответственность, поскольку это то направление, куда шагает весь развитый мир. Банк должен быть релевантным партнером и заботиться о своем персонале, окружающей среде, обществе и экономике. Речь идет не только о хороших слоганах, публикациях в социальных сетях или департаментах социальной ответственности. Речь идет о действиях. Действия, которые могут означать гораздо меньше для банка, но гораздо больший вклад в более здоровое в широком смысле этого слова общество.
- Ценности. Ценности, которые разделяют персонал и руководство. Ценности, которые транслируются на рынок из-за действий. Ценности, которые передаются от одного лица к другому внутри банка и от банкира к клиенту. Ценности, которые определяют стратегию банка, его продуктовое предложение, его ценообразования и его обязательства перед странами и обществами, в которых работает банк. Вскоре клиенты будут выбирать среди банков с похожим предложением, говоря: «Хорошо, я выбираю вас, потому что мы разделяем одинаковые ценности».
- Диверсифицированная бизнес-модель. Ориентация на моностратегию, один основной продукт или одну категорию клиентов — это способ потерять все рано или поздно. Мир вокруг банков очень быстро меняется, а ожидания клиентов быстро развиваются. Ваше настоящее бизнес-предложение может ничего не значить для клиента завтрашнего дня. Банк будущего должен иметь диверсифицированную бизнес-модель, чтобы быть в состоянии пережить шоки, нивелировать риски, принять вызовы и использовать новые возможности. Но еще более важно, «Банк будущего» должен постоянно меняться — не просто реагируя или на изменения, но и инициируя их. И напоследок. В течение 10 лет выживут не самые большие банки, а те, которые будут способны адаптироваться быстрее к миру, который постоянно меняется.