На действия властей предприниматели отреагировали протестами и требованиями ветировать законы. В результате ради достижения компромисса правительство начало работу над усовершенствованием законодательства в сфере деятельности ФОП.
Что нужно учесть, чтобы тотальная фискализация не обернулась тотальным саботажем, в своей колонке на «НВ» рассказала исполнительный директор Украинской ассоциации прямых продаж, член Наблюдательного совета Украинского совета бизнеса Надежда Бердичук.
1. Направить действия на злоупотребление, а не на всех ФОПов. Не надо бороться с «болезнями», убивая весь организм. Если бы принятые законы были нацелены против недобросовестного бизнеса, который уклоняется от налогов из-за упрощенной системы, то малый бизнес мог бы стать даже союзником власти.
Малый бизнес нуждается в поддержке, большой — в ограничениях, иначе он поглощает малый. Крупный бизнес способен масштабироваться и длительное время работать в убыток себе, чтобы вытеснить более мелких конкурентов и занять монопольное положение на рынке. У малого бизнеса «жировой прослойки» нет, он быстро погибает. Но принятые изменения делают ли невозможным злоупотребления и защищают ФОПов, которые ничего не нарушают? Есть сомнения. Предприниматели справедливо говорят, что крупный бизнес сможет адаптироваться к новым правилам, а вот малый — не факт.
Читайте также: Страсти вокруг РРО: когда заработает тестовый режим
2. Работать с рисками. Тотальная фискализация создает иллюзию «простого решения» для сложной проблемы. Но мы видим немало примеров, когда не происходит резкого изменения поведения только на основании принятия законов. Фискализация торговли — это не одномоментный, а длительный процесс. Наверное, такой же, как распространение государственного языка на все сферы деятельности или обязательная перевозка детей только в автокреслах. Законы вроде приняты, но на следующий день мы не проснулись в другой стране. Это процесс постепенный.
Чтобы не делать всех ФОПов нарушителями и не открывать возможности для коррупционных действий проверяющих, стоит отказаться от идеи тотальной фискализации, а сконцентрироваться на работе в сфере повышенных рисков. С продажей товаров, которые уже подпадают под обязательную фискализацию, до сих пор есть проблемы. То давайте сначала там наведем порядок, а не будем пытаться охватить неохватное.
На сегодня определены категории товаров, при продаже которых есть повышенные риски ухода от налогообложения. Это сложная бытовая техника, лекарства, ювелирные изделия, топливо, автозапчасти и т.п.
Очевидно, что нужно работать и с другими критериями. Крупные брендовые магазины, которые располагаются в торговых центрах, — это не такой же малый бизнес, который имеет киоск с шапками и варежками в подземном переходе. Сеть спортивных клубов с бассейнами, которые продают свои абонементы через ФОП, — это не то же самое, что «качалка» на 30 кв м в маленьком городке. Большой ресторан на сто посадочных мест — это не кофейня с одним работником. Нужен дифференцированный подход и четкие критерии оценки (в частности, метражи торговой площади), которые не будут ставить малый и большой бизнес в одинаковые условия. Эксперты и представители бизнеса имеют уже готовые расчеты и предложения. Главное — желание властей.
3. Укреплять доверие. Резкая реакция ФОПов во многом объясняется предыдущим негативным опытом контактов с государственной машиной. Нужно провести институциональную реформу налоговой и таможенной службы, довести до ума ликвидацию Налоговой милиции и других экономических подразделений в правоохранительных органах и создать единую службу по борьбе с экономическими преступлениями. И главное — показать, что действия в этом направлении — это приоритет для власти.
4. Дерегулировать и увеличить лимиты. Нужно повысить предельные лимиты для всех групп ФОП, ведь они не пересматривались много лет и давно уже «съедены» инфляцией. А не пересматривались они, очевидно, со скрытой целью отсечь часть бизнеса от использования упрощенной системы налогообложения. Ничего, кроме роста теневого сектора такие действия не принесли.
Также существует немало «пробелов» в регулировании современной торговли. Бывает, и хочешь выдать фискальный чек, но нет определенного правила. Некоторые нормы однозначно неактуальны, особенно это касается дистанционной торговли. Минфин должен предоставить обобщающую консультацию относительно того, в какой не сложный способ субъекты микро и малого предпринимательства смогут предоставлять фискальные чеки в случае дистанционной продажи и при различных видах расчетов между продавцом, покупателем, финансовым посредником и т.п.
5. Понять, что простого и быстрого решения не будет. Критерии рисков будут меняться, и законодательное реагирование на риски — это постоянный процесс. Это путь сложный, но единственно реальный. Как бы привлекательно не выглядела тотальная фискализация на бумаге, но на практике она не будет работать.
Тотальная фискализация будет саботироваться. Проверить 1,5 миллиона ФОПов невозможно, а следовательно, неотвратимости наказания за нарушения законодательства не будет. Опасно, если власть сделает из этого вывод, что гайки «прикрутили» недостаточно прочно, и появятся новые законодательные инициативы на ограничение упрощенной системы, введение документооборота, маркировку и другие вредные для малого бизнеса инициативы.
Поэтому, рациональнее сконцентрироваться на значительных нарушениях, а не добавлять рисков малому бизнесу. У него и так достаточно забот.