У обновленной ГНС грандиозные планы. Там пообещали отказаться от силовых методов «выбивания» налогов, сократить количество судебных споров с налогоплательщиками и не мучить бизнес проверками. К тому же, у налоговой на носу грандиозный проект – борьба с «тенью» и тотальная фискализация ФОПов.
Законы об РРО и кешбеке, которые депутаты приняли в сентябре, наделали много шума. Бизнес опасается тотальных репрессий, штрафов и расходов на обслуживание кассовых аппаратов.
«Минфин» поговорил с главным налоговиком страны о реформах в ГНС, наполнении бюджета и о том, как на самом деле будет происходить внедрение РРО для ФОПов.
Расскажите пожалуйста, как продвигается реформа ГНС?
Мы успешно запустили работу новой Государственной налоговой службы. Ее выход из Государственной фискальной службы прошел абсолютно безболезненно для налогоплательщиков. Не произошло никаких сбоев в работе, и это сверхважно. Возмещение НДС не останавливалось, регистрация налоговых накладных – тоже.
28 августа документы регистрировались в электронном кабинете ГФС, а 29-го – уже в электронном кабинете ГНС. Представьте, какая колоссальная внутренняя работа была проведена, чтобы перезапустить такую огромную структуру без сбоев. Но здесь все подразделения сработали четко, как часы.
Мы вовремя выплатили людям зарплаты, несмотря на то, что для этого также нужно было решить много процедурных вопросов, в том числе и из-за изменения счетов. Потому что в такие переломные моменты все выкладываются на двести процентов. Но главное, что с первых дней работы ГНС начала полноценно выполнять свои функции по наполнению бюджета.
И насколько успешно? Как удается выполнять план по наполнению бюджета?
По итогам 10 месяцев поступления в сводный бюджет выросли почти на 20%. Это если сравнивать с прошлогодними показателями за этот же период. Хотя база налогообложения практически не изменилась. По общему фонду — при плане 360,7 млрд грн уплачено 359,1 млрд грн. Но, во-первых, мы мыслим категориями квартала. А это означает, что мы понимаем и полностью контролируем динамику поступлений.
Во-вторых, новая налоговая служба против наполнения бюджета любой ценой. А потому я поставил четкую задачу – остановить выдавливание налогов, принуждение к переплатам по налогу на прибыль и другие подобные постыдные практики. Ибо это все равно, что рубить сук, на котором сидишь: сегодня ты выжал из бизнеса все и даже больше. А завтра, из-за сокращения оборотных средств, из-за ухудшения условий ведения бизнеса, предприятия просто уменьшат отчисления в бюджет.
Так как же налоговая собирается выполнять план?
Мы изменили подходы к администрированию налогов. Оставили силовые методы наполнения бюджета в прошлом. Вместо этого сосредоточились на аналитической работе, сфокусировали внимание на рисковых операциях и плательщиках. Впервые за много лет мы начали последовательно бороться с налоговыми схемами. Статистика налоговых поступлений в бюджет говорит о том, что нам это удается. К примеру, за август-октябрь начисления НДС выросли на 20,3%, а объемы поставок (базы налога) выросли лишь на 5,3%. Я уверен, что борьба с тенью — единственно правильный путь и возможность увеличивать поступления в бюджет. Повышение уровня аналитической работы и смещение фокуса внимания налоговой на минимизаторов – это еще и большой позитив для добросовестных плательщиков.
Налоговая будет их меньше проверять?
Именно так. Уже с июня, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество внеплановых проверок сократилось с 6500 до 4600, плановых – с 2300 до 1900. Максимальное внимание к рисковым операциям и максимальная свобода для тех, кто честно платит налоги. Это наш сегодняшний принцип работы. И ГНС уже учла его и при формировании графика плановых проверок на следующий год. Представьте себе, сколько часов и нервов налогоплательщиков будет сэкономлено.
Что еще будете менять в ближайшее время?
ГНС сразу была задумана, прежде всего, как сервисная организация. Почему выбран именно такой подход? Я много лет отдал юридической практике, то есть находился по другую сторону баррикад. А потому хорошо понимаю, что нужно делать, чтобы налоги платились добровольно. Ведь именно это – главная цель всех наших реформ. Для этого нужно убрать те самые баррикады, изменить отношение: плательщики налогов – это не мишень, не мальчик для битья, это наши клиенты. И если мы хотим, чтобы клиенты самостоятельно платили налоги, то должны поставить во главу угла качество и высокий уровень сервиса.
Уже есть видение, как выполнить это задание?
Здесь не нужно изобретать велосипед. Нам нужно развивать электронные сервисы. Если говорить проще, налогоплательщик должен вообще забыть дорогу в налоговую инспекцию. Мы должны сделать так, чтобы все сервисы, любую помощь и любой вопрос наш клиент мог получить онлайн. И это должно быть максимально просто.
Логично, когда все услуги будут предоставляться плательщику через электронный кабинет. Сейчас электронный кабинет налогоплательщика обслуживает 1,8 млн пользователей. Это и физлица-предприниматели, и компании, и граждане. То есть, нам есть куда расти и есть для кого развивать эту услугу. Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы перезапустить этот сервис, сделать его больше для пользователя.
Пока работа с плательщиками полностью не перешла в онлайн. И многие еще общаются напрямую с инспекторами. Насколько укомплектован кадровый состав ГНС?
Государственная налоговая служба – один из крупнейших центральных органов исполнительной власти со штатом около 25 тыс человек. На данный момент мы закончили активную фазу переводов персонала из ГФС в ГНС. К примеру, предельная численность по центральному аппарату – 1248 сотрудников. Переведено в новую налоговую службу 75%. По регионам в новую структуру переведено 92% персонала или около 22 тысяч. Судьба других, кто пока остался в составе фискальной службы, будет решена в ближайшее время.
Вы говорите о реформах, о создании новой налоговой. Но новое лицо налоговой создают люди. Где будете искать новые кадры?
Вы абсолютно правы. Невозможно проводить такие масштабные реформы, которые мы наметили, без кадровой перезагрузки. Я не говорю, что мы должны всех уволить и нанять новых. Но мы должны, как говорится, добавить «свежую» кровь. Прежде всего, это касается руководящего состава. Мы перевели всех руководителей главных управлений в новую налоговую с приставкой «и.о.». Дальше будут конкурсы, на которых будем отбирать людей, способных доказать умение мыслить и работать по-новому, способных сформировать современную команду специалистов.
Уже объявлен первый конкурс на 82 вакантные должности в Офисе крупных налогоплательщиков. На этом конкурсе «откатаем» все процедуры и будем запускать конкурсы в регионах. Параллельно будем набирать на службу молодых амбициозных выпускников. Поверьте, практика в налоговой – совсем неплохой старт для дальнейшего карьерного роста. Но мы также заинтересованы, чтобы лучшие кадры оставались у нас.
Чем будете их удерживать?
Конечно, финансовую мотивацию никто не отменял. И я благодарен правительству и депутатам за то, что они поддержали нашу инициативу и предусмотрели в бюджете возможность в следующем году поднять зарплаты налоговикам. Если сейчас люди, которые работают в регионах, получают у нас в среднем 12700 гривен, то в следующем году средняя зарплата составит 16700 гривен. По центральному аппарату средняя зарплата сейчас – 21500 гривен, а со следующего года будет 31500 гривен. Это размер плановой средней заработной платы с учетом должностного оклада, надбавок и дополнительных выплат, исходя из объема расходов на оплату труда, утвержденного законом о государственном бюджете на соответствующий год.
Это, конечно, еще не тот уровень, который бы я хотел обеспечить нашим работникам. Но прибавка существенная. И тут еще срабатывает психологический фактор – люди видят, что о них заботятся, что есть положительная динамика, это является хорошим стимулом для того, чтобы не просто остаться, а чтобы меняться вместе с изменениями налоговой.
Очевидно, меняются не только подходы в администрировании. Верховная Рада приняла законы, которые расширяют обязательное использование кассовых аппаратов для ФОПов, а также вводят механизм кешбека. Почему точечные налоговые реформы решили начать именно с физлиц-предпринимателей?
А здесь я с вами не соглашусь. Впервые налоговая политика в нашем государстве строится на принципах равенства уплаты налогов. И эту политику последовательно внедряют все ветви власти. На законодательном уровне начали последовательно перекрываться схемы минимизации налогов, которые использует крупный бизнес. Уже принят и подписан президентом ряд международных соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе и со странами, которые традиционно используются для налогового планирования – Кипр, Швейцария. То есть созданы такие условия, при которых использовать традиционные для минимизации юрисдикции становится просто невыгодным. Также готовятся к первому чтению законопроекты, которые призваны бороться с размыванием налоговой базы и выводом капиталов в офшоры. Это касается имплементации в отечественное законодательство плана BEPS. Этим власть дает четкий месседж крупному бизнесу – налоги должны уплачиваться в бюджет в полном объеме.
Давайте вернемся к новым правилам применения РРО. Сейчас есть много слухов и спекуляций вокруг этого. Много кто говорит об уничтожении ФОПов из-за увеличения проверок и усиления штрафных санкций за нарушение кассовой дисциплины...
В том то и дело, что все это – не более, чем слухи. А что же будет происходить на самом деле?
У предпринимателей будет достаточно времени, чтобы подготовиться к изменениям. С 1 октября следующего года обязательным станет использование РРО только для отдельных групп — торговцев ювелиркой, автозапчастями, лекарственными средствами, секонд-хендом (но только в магазинах!), а также для сферы общественного питания, турагентств, отелей, продажи товаров и предоставления услуг через интернет. Предприниматели — плательщики единого налога II – IV групп должны перейти на работу с РРО с 1 января 2021 года. При этом в законе прописаны, как по мне, очень важные, я бы сказал, революционные вещи. Впервые законодательство позволило отказаться от этих старых коробок – РРО и перейти на современные программные регистраторы расчетных операций, которые можно установить на любой гаджет.
Читайте также: 11 «больных» вопросов об РРО для ФОПов
Да, но оппоненты говорят, что далеко не все предприниматели имеют гаджеты. Следовательно, им таки придется приобретать традиционные РРО, а потом еще и платить за их обслуживание...
Друзья, ну давайте быть ближе к жизни. Видели ли вы предпринимателя, у которого нет компьютера, планшета или мобилки? Мы же сейчас не говорим о мелких упрощенцах третьей группы. Потому что для них РРО вообще не нужны. Мы говорим о микробизнесе с годовым оборотом до 5 миллионов гривен. Ведь, напомню, закон с 1 января 2021 года поднял планку годового оборота для второй группы с 1,5 млн до 2,5 млн.
Вторая важная новация, которая прямо записана в законе – ГНС обязана предоставить бесплатную для скачивания и обслуживания программу. Точка. Все остальное — и о каких-то платных программах от налоговой, и о «своих» разработчиках, и об абонентской плате за обслуживание – как бы сказать помягче, откровенная ложь.
Читайте также: РРО в смартфоне будет совершенно бесплатным — ГНС
Когда появится бесплатная программа от ГНС?
Возможность протестировать эту бесплатную программу ГНС предоставит всем желающим уже с 1 января 2020 года. Предприниматели могут выбрать и любую другую удобную для них программу от других разработчиков, мы никого не ограничиваем. Но вместе с тем будет и наш, бесплатный вариант. Поверьте, у нас достаточно ресурса и возможностей, чтобы обеспечить выполнение этого требования.
И последнее. Есть Указ президента, где правительству дается поручение разработать и подать в парламент законопроект о двухлетнем моратории на проверки соблюдения правил применения РРО. Уверен, что правительство и депутаты сделают все, чтобы на законодательном уровне закрепить такие проверки на два года.
Да, но даже при использовании программного РРО затраты мелких предпринимателей возрастут. По крайней мере, на ведение учета товаров.
Новые правила работы с РРО не нарушают «статус-кво». Для упрощенцев не появилось ни одного нового требования по какой-либо обязательной форме учета товаров. Исключение составляют отдельные группы – продавцов бытовой техники, которая подлежит гарантийному ремонту, лекарственных и медицинских средств и «ювелирки». То есть, для большинства единщиков новые законы о РРО не устанавливают штрафов за такие случаи.
Да, но как тогда запрограммировать РРО?
Предприниматель в любом случае должен учитывать проданный товар «для себя», чтобы видеть результаты собственной деятельности. Но программные РРО будет существенно легче интегрировать с любыми системами такого «внутреннего учета», даже если для этого применяется Excel. Кстати, штрафы за отсутствие программирования товара в чеке не изменяются для «обычных» товаров. На сегодня это 85 грн единоразово за все выявленные в ходе проверки случаи нарушений.
Никакой дополнительной отчетности тоже не будет. В программных РРО Z-отчет будет создаваться в автоматическом режиме, без риска санкций для плательщика.
И, наконец, при применении традиционных РРО уже не нужно будет вести книгу учета расчетных операций. Для программных она вообще не предусмотрена.
Чуть ли не самый страшный кошмар предпринимателей сейчас – норма о «кешбеке». Есть ли вообще «предохранители», которые не позволят потребителям злоупотреблять своим правом или использовать эту систему в нечестной конкурентной борьбе?
Вы наверное удивитесь, если я скажу, что новые правила наоборот делают предпринимателя более защищенным от подобных рисков. Налоговая и сейчас обязана реагировать на письменные заявления покупателей и проверять «нефискальные» чеки. Что это означает? Вот вы пришли в магазин, сделали покупку и получили чек. Но этот чек остался только для вас и продавца, а в налоговую информация о нем не была послана. Это и есть нефискализированный чек. Как это делается, другой вопрос. Но зачем так делается, вполне понятно – чтобы скрыть реальные обороты.
Так вот, сегодня покупатель также может пожаловаться, если получил такой нефискальный чек. Но сейчас нет электронной системы, в которой такие заявления фиксируются. Следовательно, остаются возможности для манипуляций. Иногда идентифицировать такого заявителя и оценить обоснованность его жалобы контролирующим органам гораздо сложнее.
И что же изменится?
Норма о кешбеке начнет применяться с октября следующего года. Тогда любой заявитель, информирующий о получении нефискального чека, должен будет идентифицировать себя через собственный электронный кабинет плательщика налогов. То есть, такой покупатель фактически соглашается с тем, что налоговая служба будет проверять не только правомерность действий продавца по отношению к нему, но, в первую очередь – оценивать достоверность документов, приложенных к жалобе. А это сводит к минимуму риски возможных манипуляций с подделкой документов или умышленного искажения информации.
Любая компенсация возможна лишь после взыскания санкций. Стоимость товара, чек на который можно будет обжаловать, стартует от 850 грн, в том числе, чтобы предотвратить попытки «затроллить» предпринимателей. И, кстати, применение именно программных РРО будет еще одним предохранителем от возможных манипуляций с кешбеком.
Объясните почему?
При применении программных РРО фискализация чека будет происходить на сервере ГНС. Поэтому проверка будет заключаться не просто в рассмотрении факта представления какого-то чека продавцом, а в доказательстве факта его нерегистрации или искажения. При выявлении расхождений налоговые органы должны доказать, что продавец действительно допустил нарушение. Для этого придется проанализировать много дополнительной уникальной информации. В частности, предыдущие и последующие чеки, выданные таким продавцом в тот же день, соответствие их фискальных номеров, наложение цифровой подписи при их регистрации. Следовательно применить штраф только по факту поступления жалобы будет просто невозможно!
Но если все же вина предпринимателя будет доказана, какие санкции его ждут?
Относительно размера штрафов, то на сегодня, за невыдачу чека или неполную информацию в нем нарушитель платит одну гривну. И только если такое нарушение будет совершено повторно – 100% стоимости проданного товара (услуги).
Что изменили новые законы? – Изменился подход к применению штрафных санкций. Он стал жестче. Но и здесь предпринимателям дали возможность адаптироваться. Повышение будет происходить в два этапа: сначала за первое нарушение будут взимать 10% стоимости проданного товара (услуги), затем, с октября 2020 года, с момента внедрения механизма «кешбека» – этот штраф за первый случай нарушения будет увеличен до 100%. То есть такой же размер, что и за второй случай сейчас.
Почему я считаю это правильным?
Сейчас некоторые крупные компании, и это вы хорошо знаете, потому что, наверное, и сами с этим не раз сталкивались, продают товар через ФОПов. И такой ФОП может безнаказанно нарушать кассовую дисциплину. Потому как кого же напугает штраф в одну гривну? Поэтому схема такая: попался на нарушении, заплатил гривну и «замер». Далее товар реализуется уже через другого ФОПа. И все повторяется снова. Когда начнут действовать новые правила применения штрафов, все изменится: нарушил – придется отвечать финансово. Но, конечно же, нарушение должно быть должным образом доказано, задокументировано. А каждый налогоплательщик имеет право на обжалование решений налогового органа по процедурам Налогового кодекса.
В следующем году нас также ожидает налоговая реформа. Правительство уже анонсировало ее проведение. Какие основные шаги будут сделаны? Что изменится для рядовых граждан?
Есть стратегическое видение – у людей должно оставаться больше денег. А это означает, что будет пересматриваться система налогообложения доходов физических лиц. И будет обсуждаться как размер ставки, так и другие элементы этого налога. С больших доходов будут платить больше. И это справедливый подход к налогообложению.
Также будет пересматриваться администрирование экологического налога. И это комплексный вопрос, который выходит за пределы Налогового кодекса. Ведь экологическое налогообложение имеет несколько одинаково важных аспектов – не только фискальный, но и экономический, социальный. Например, одно из условий — деньги должны идти на улучшение инфраструктуры и решение экологических проблем там, где такие проблемы есть.
Беседовала Мария Колыванова