По данным «Укравтопрома», за десять месяцев этого года наши граждане купили и поставили на учет больше 6,2 тысяч таких авто. Из них около 5,8 тысяч — легковых и почти 500 — коммерческих. «В сравнении с прошлым годом спрос на легковые электрокары вырос на 37%, а на коммерческие — почти вдвое», — констатируют в «Укравтопроме».

Впрочем, по словам руководителя компании Autoconsulting Олега Омельницкого, пока впечатляет разве что динамика этого рынка. «Сам «электрический автопарк» сравнительно небольшой, а сегмент электрокаров занимает меньше 1% на авторынке», — говорит он.

И это несмотря на «пригласительные условия» для водителей. В Украине электрокары освобождены от всех налогов, включая НДС, поэтому их стоимость сравнительно невысокая. То есть, очевидно, есть причины, по которым украинцы не спешат менять привычную машину с двигателем внутреннего сгорания на электрическую.

«Минфин» разбирался, выгодно ли сейчас покупать электрокары, и какие могут быть сюрпризы с их эксплуатацией.

Электрический эксперимент

По данным «Укравтопрома», пока в нашей стране продаются, в основном, электрокары с пробегом. Доля автомобильного секонд-хенда в сегменте коммерческих электромобилей вообще достигает 96%. Причем, есть явные фавориты — Renault Kangoo Z. E. (их за 10 месяцев купили 420 штук) и Nissan e-NV200 – 21 шт. (21 авто).

Читайте также: Секонд-хенд в тренде: какие электрокары выбирают украинцы

Схожая ситуация в сегменте легковых электрокаров. Из почти 5,8 тысяч купленных в этом году авто, новых — менее 500. Остальные — с пробегом.

Половина из б/у электромобилей — одна модель — Nissan Leaf. Таких авто украинцы приобрели почти 3 тысячи. На втором месте с большим отрывом — Tesla Model S (менее 500 штук). В пятерку самых популярных электрокаров в этом году попали также BMW i3 (297 штук), Volkswagen е-Golf (279 штук), Fiat 500е (253 штуки), — отчитались в «Укравтопроме».

Спрос во многом определяется предложением и ценой. Самые ходовые Nissan Leaf массово везут в Украину из США и Европы. И стоят они сравнительно недорого. К примеру, модель 2014 года выпуска можно купить за $10-11 тысяч. Более новую — 2018 года выпуска и без пробега — за $26-28 тысяч.

В Украине нет налогов на электрокары, плюс отменили все сборы, начиная от акциза и ввозной пошлины (на другие машины она составляет 10%) и заканчивая НДС, а это еще 20%. То есть формально государство за счет налогов предоставило водителям «скидку» в 30%.

Руководитель электромобильного направления Renault в Украине Александр Мытник называет два главных плюса электрокаров. «Экологичность – при езде нет выхлопов, и экономичность – минимальные затраты на обслуживание авто благодаря простой конструкции двигателя, коробки передач. К тому же, стоимость зарядки ниже стоимости заправки топлива», — говорит он.

Тем не менее, далеко не каждый водитель готов пересесть на автокар. А многие, уже попробовав электротягу, со временем снова пересаживаются на традиционные машины с двигателем внутреннего сгорания. К примеру, на площадке Auto Ria только автомобилей Nissan Leaf выставлено на вторичную перепродажу почти 1,2 тысячи штук. Есть предложения с большим скидками. К примеру, модель 2015 года реально найти за $8-9 тысяч.

Не хватает заряда

По мнению Олега Хмельницкого, главное, что заставляет украинцев трижды задуматься о покупке электрокара — неразвитая инфраструктура по обслуживанию таких авто. В частности, в Украине пока еще слишком мало зарядных станций.

Есть официальная статистика, по которой на каждые 7 электрокаров у нас приходится одна зарядка. Но в ней учтены все зарядные станции, а не только общественные. «В Украине же немало станций с так называемым ограниченным доступом — при бизнес -центрах, автопарках и пр. Они доступны преимущественно сотрудникам этих структур, а не всем желающим. Кроме того, в общую цифру посчитали зарядные станции любой мощности, вплоть до розеток на 220 Вт. Мощных зарядок у нас по-прежнему не так много,. И это настоящая проблема для владельцев новых электрокаров. К примеру, некоторые модели Mercedes, Yaguar и др. требуют современных мощных зарядок на 50 кВт. Их, конечно, можно заряжать и на более слабых устройствах, но для этого понадобится несколько суток. Согласитесь, это не очень удобно для водителя», — иронизирует Омельницкий.

Электронный полис «автогражданки» с кешбеком

По данным руководителя сети зарядных станций YASNO E-mobility Игоря Ковалева, в Украине на сегодняшний день работает 2 тысячи зарядных станций. Но 95% из них — «медленные» станции переменного тока (АС). «Зарядка на них исчисляется часами. Большинство станций расположены в крупных городах. Дефицит мощности электросетей на трассах и невысокий спрос со стороны владельцев электрокаров усложняют развитие инфраструктуры между крупными городами», — пояснил он.

Проблема с зарядкой — это ограничение мобильности. Другими словами, владелец авто никогда не может быть полностью уверенным, что в нужный момент сможет подзарядить батарею, особенно если выезжает за пределы мегаполиса.

Поэтому, по словам Омельницкого, покупают электрокары, прежде всего, жители частных домов, где можно оборудовать «зарядку во дворе», или те, у кого станции есть в непосредственной близости от дома или работы.

Впрочем, по словам Ковалева, это и мировой тренд: 90% владельцев электрокаров заряжаются дома.

«Минфин» пообщался с собственником электрокара Дмитрием, который живет в частном доме под Киевом. По его словам, зарядку он оборудовал дома, но для этого пришлось побеспокоится о дополнительной электрической мощности — к 5 кВт и установить зарядное устройство. Все вместе обошлось порядка $3 тысяч. Но зато теперь он заряжает свой электрокар возле дома. «Просто подключаю авто к розетке вечером, а утром — полная батарея. Ее заряд по ночному тарифу обходится до 10 гривен, очень удобно и экономно», — говорит он. Но признает, что, планируя путешествия за город, он прежде всего сверяется с картой электрических зарядок. И некоторые направления для него — закрытые. Особенно это касается «глубинки» — территорий вдали от национальных трасс. 

Получается замкнутый круг. По словам Игоря Ковалева, все еще не решен вопрос, что должно быть вначале: зарядная инфраструктура или большой парк электрокаров. «Автодилеры ждут станции, а игроки рынка зарядных станций – электромобили», — поясняет он.

По его словам, пока инвестиции в зарядную инфраструктуру превышают доходы в разы. «Наша сеть насчитывает 23 быстрых зарядных станции мощностью 50 кВт в Киеве (11), и на трассах в направлении Одессы, Львова, Полтавы. Зарядить на них батарею авто можно за 20-40 минут до 80%, в зависимости от марки и модели. Инвестиции в сеть составили 30 млн грн. По завершении строительства автобана до Днепра мы планируем установить быструю зарядку и там. Мы начали предлагать клиентам установку зарядных станций мощностью от 5 до 22 кВт для дома, офиса», — рассказал эксперт.

Сколько стоит «подзарядиться»

Игорь Ковалев дает следующую разбивку по стоимости зарядки электрокаров. 

Зарядка батареи Hyundai Ioniq на 28 кВт∙ч для 200 км пробега может стоить:

  •  дома при наличии двутарифного счетчика и зарядке ночью — около 24 грн (по времени займет около 4,5 часа)
  • дома без двутарифного счетчика – около 50 грн
  • на работе по тарифу для юридических лиц – около 70 грн
  •  зарядка на быстрой зарядной станции займет около 40 минут и будет стоить 252 грн.

«Зарядка на быстрых станциях уже не так дешева, как принято считать. В принципе, по цене она сопоставима с заправкой авто газом», — говорит Омельницкий. Но с газовыми заправками в Украине проблем нет. Кроме того, всегда можно перейти на бензин. То есть в этом случае у электрокаров остается только одно преимущество — экологичность. Но идейных борцов за чистую среду обитания, готовых ради этого пересесть из обычного авто в электрокар, в Украине пока не так много.

Государство к стимулированию таких водителей пока тоже не готово. К примеру, в Германии покупка электрокаров отдельно субсидируется — владелец получает до 5-6 тысяч евро «премии». У нас похожих программ пока нет. По словам Омельницкого, это ставит под вопрос дальнейший бум на рынке электрокаров.

Аккумулятор с сюрпризом

С электрокарами есть и другие проблемы. Это, прежде всего — сервис и аккумуляторы. Поскольку электрический транспорт для нашей страны пока в диковинку, разветвленной сети автосервиса нет. Новое авто можно обслужить на официальном сервисе. По словам Омельницкого, это будет дешевле, чем в случае с машиной с двигателем внутреннего сгорания.

А вот с б/у — придется побегать. Если обычное авто реально отремонтировать недорого «в гараже», то за электрические авто наши мастера берутся нечасто и требуют оплаты по повышенному тарифу.

Неприятным сюрпризом для водителя может оказаться и аккумулятор. Срок его службы составляет в среднем 7-10 лет, то есть владельцы новых авто могут годами ездить, особо не беспокоясь.

Другое дело б/у электрокары. Продавцы авто с пробегом не дают гарантий на аккумулятор. Также редко можно получить информацию, когда его придется менять:  это зависит не только от времени эксплуатации, но еще и от количества и режима зарядов. Поэтому не исключено, что уже через пару лет езды на б/у электрокаре батарею придется менять, а это — едва ли не половина стоимости авто.

В Европе и США проблему с аккумуляторами решают просто — там электромобили продаются без них, а батареи можно отдельно взять в аренду и, когда придет время, поменять на новую. Но в Украине такого сервиса пока нет.

Александр Мытник рассказал, что они специально готовили персонал для работы по обслуживанию электрокаров. Кроме того, несколько раз проверяли зарядную инфраструктуру по стране. К примеру, в 2017 году рейд показал, что общественная инфраструктура в Украине соответствует европейской на 80%, а в 2018 году цифра выросла уже до 85%. То есть постепенно условия для владельцев электрокаров улучшаются. Но параллельно растет и стоимость таких авто, по крайней мере, новых.

Стоимость электрокара и авто с двигателями внутреннего сгорания выравнивается из-за того, что вводятся новые стандарты экологичности (Евро-6). Кроме того, электрокары становятся более комфортными. «За последние пять лет они, к примеру, существенно прибавили в запасе хода. Например, Рено Зое в 2012 году проезжала на одном заряде только 150 км, сейчас — 300 км, а с 2020 года запас хода вырастет до 380 км», — говорит эксперт.

Впрочем, если и сами электромобили, и их зарядка подорожают, то не факт, что для украинцев эти аргументы будут убедительными.

Константин Сопрыкин