Чего хочет МВФ от Украины
Мы провели встречи с заместителем директора-распорядителя МВФ Дэвидом Липтоном и председателем миссии МВФ в Украине Роном ван Рооденом. Мы обсуждали то, какие предварительные условия нужно выполнить, какие следующие шаги предпринять.
Среди основных вопросов на переговорах: принятие ряда законопроектов, которые были предварительно оговорены, бюджет 2020 года, вопрос рынка земли.
Один из законопроектов, о восстановлении ответственности за незаконное обогащение, находится на рассмотрении в парламенте и есть среди предпосылок продолжения программы сотрудничества.
Чего ждать от новой программы с Фондом
Мы рассматриваем программу сроком на три года. Объем мы пока не обсуждали. Это будет определяться в процессе переговоров.
Сегодня не так важен объем средств, как наличие самой программы. Это сигнал для других международных финансовых организаций и для частных инвесторов, которые заходят на украинский рынок. Поэтому именно продолжение сотрудничества для нас является сегодня приоритетом.
Это как якорь для того, чтобы Украина имела возможность привлекать более дешевый ресурс и для покрытия дефицита бюджета, для пополнения золотовалютных резервов с целью обслуживания задолженности, которая есть у государства перед иностранными кредиторами.
У нас были похуже времена, когда мы находили общие решения и, я думаю, что в этом случае мы также найдем.
О Приватбанке
Вопрос «Приватбанка» на переговорах не стоит. Он в целом требует решения, ведь в 2016 году национализация была проведена согласно закона и сегодня действующее законодательство не предусматривает возврат банка бывшим акционерам.
Национальный банк, Кабинет Министров делают все для того, чтобы сохранить «Приватбанк» в том состоянии, в котором он находится теперь. Он докапитализирован, работает, обслуживает половину населения Украины и решение суда, которое было принято в апреле Национальный банк обжаловал в апелляционной инстанции. Мы ждем заседания суда, чтобы делать следующие шаги.
Решение, принятое в Лондоне, дает возможность банку самому судиться с бывшими владельцами, опираясь на английское право, использовать решения английских судов для отстаивания своих интересов, для возврата активов.
О давлении на Нацбанк
Вопрос независимости Национального банка и давления на него был одним из самых актуальных на протяжении последних нескольких месяцев.
Однако я хочу сказать, что мы сегодня не испытываем давления от президента или правительства. За последние две недели у нас состоялось несколько совместных совещаний, президент посетил Национальный банк. Мы обсудили и макроэкономическую ситуацию в стране, и перспективы возобновления кредитования.
Мы подписали Меморандум между Национальным банком и Кабинетом Министров, где обозначили совместные шаги по координации действий.
Последним весомым шагом стала встреча в офисе президента, где мы обсуждали объем неработающих кредитов в банковской системе и, в частности, в государственных банках, а также то, что мешает возобновлению кредитования.
И господин Зеленский понимает, и премьер-министр понимает — все понимают что любое влияние на Национальный банк, с точки зрения принятия решений, до добра не доведет.