«Минфин» расспросил банкиров о том, каким они видят рынок платежей через 5-10 лет и каких инноваций стоит ожидать от финансового сектора в ближайшее время.
Заместитель председателя правления Ощадбанка Антон Тютюн
Сегодня мы наблюдаем бум бесконтактных платежей. С начала года объем транзакций с помощью смартфонов увеличился на 300%. Ежемесячно количество клиентов, которые начинают пользоваться бесконтактными карточками, возрастает на 7%. Уже через несколько лет половина покупок будет осуществляться благодаря мобильным платежам, а через пять лет 70-80% карт будет токенизировано.
Бесконтактные платежи позволяют сделать процесс оплаты максимально быстрым и удобным, снижая стресс покупателя. Сейчас у многих кроме смартфона есть планшет, смарт-часы, специальные кольца, браслеты и прочее. Количество устройств, которыми можно платить, будет постоянно расти.
Сейчас процессом цифровой трансформации управляют миллениалы и представители поколения Z. Это первое поколение, которое родилось тогда, когда почти у каждого предмета на Земле был свой цифровой аналог. Они подталкивают развитие инновационных технологий, в том числе и в сфере финансов.
Читайте также: Revolut. Есть ли у финтех-стартапа шансы в Украине
Вполне очевидно, что будущий рост онлайн-бизнеса требует наличия надежных механизмов цифровой идентификации с использованием новейших технологий, таких как биометрия, блокчейн и искусственный интеллект. Уже сейчас внедряются технологии FacePay, идентификация по голосу, сетчатке глаза, походке, ЭКГ, особенностям набора текста и т.п.
Руководитель направления карточных продуктов Банка Кредит Днепр Дарина Прилуцкая
Рынок платежей, безусловно, будет динамично развиваться в кратко — и среднесрочной перспективе. Этому будут способствовать повышение уровня финансовой грамотности населения, сокращение доли теневых расчетов, активное внедрение современной платежной инфраструктуры, развитие проектов smart-city и новых технологий.
Международные платежные системы Mastercard и Visa уже тестируют в Украине новые технологии: верификацию клиентов на основе поведенческой биометрии и биометрическую оплату FacePay. Уже в ближайшем будущем около 80% гаджетов — смартфоны, умные часы, фитнес-браслеты, другие устройства, поддерживающие NFC-технологию — будут иметь функцию оплаты.
Эксперт финансового рынка Константин Кошеленко
Кредитная карточка остается наиболее популярным инструментом, однако банки вместе с платежными системами в корне меняют его уже сейчас. Продолжит расти количество бесконтактных карт, а токенизация будет охватывать большее количество гаджетов и приложений.
Удобно и выгодно. Оформляйте депозит и получите бонус от «Минфина»
Будет становиться популярнее биометрический способ подтверждения оплаты – оплата по отпечатку пальца и с помощью селфи станет обычным делом.
Интересные перспективы ожидает и уплата за государственные услуги — в будущем все эти платежи будут собраны в условном приложении «Государство в смартфоне» идентификация в котором будет происходить, в том числе, через BankId.
Банкинг будет развиваться в двустороннем направлении. Сейчас много разговоров о том, как управлять банковским счетом и платежами из сторонних приложений, но вместе с этим увеличивается и количество сервисов, предоставляемых через мобильное приложение банка. Любые услуги, включая государственные, логично предоставлять напрямую через защищенные банковские приложения, которыми уже пользуются миллионы клиентов.
Директор по развитию электронной коммерции и инноваций Альфа-Банка Украина Александр Беззубов
Постепенно исчезнет физический выпуск карт. Оплата товаров и услуг будет осуществляться с помощью смартфонов, голоса или биометрии, например, распознавания лица. По сути, все платежные инструменты и услуги будут «зашиты» в смартфоне. Учитывая это, трансформируется и клиентская модель осуществления платежей. Программы лояльности банков и партнеров будут привязаны к карте через мобильный банк и будут напоминать, где лучше осуществить платеж, чтобы получить максимальную выгоду – скидку, бонус или кэшбек.
В сегменте малого и среднего бизнеса смартфон уже в ближайшее время полноценно заменит POS-терминал.
Читайте также: Биометрия и платежные системы — безопасно ли
Ускорится развитие систем идентификации клиентов по лицу и голосу. Интеллектуальные системы банков смогут распознавать клиента по выражению лица, интонации и учитывать это в дальнейшей коммуникации, чтобы предоставить лучший сервис и услуги.