В ГНС решили объяснить, почему изменения не «убьют десятки тысяч предпринимателей» и опровергнуть три несоответствующих действительности утверждения.

Первое ложное утверждение, состоит в том, что в рамках механизма «кешбек» ГНС будет определять «правильность» чека на свое усмотрение. Согласно положениям законопроекта №1073 покупатель имеет право получить часть штрафных санкций, уплаченных продавцом, исключительно по результатам проверки жалобы о нарушении порядка проведения расчетных операций с применением РРО.

«Продавец обязан выдать покупателю чек. Это правило не меняется. И этот чек должен быть фискальным (создан переведенным в фискальный режим работы РРО, или зарегистрирован на фискальном сервере ДПС — после введения программных РРО)», — отмечают в ГНС.

Сейчас чек, предоставляемый покупателю, фиксируется в фискальной памяти РРО и далее направляется в Систему учета данных РРО (СОД РРО) через эквайера и процессинговый центр НБУ. В налоговой напоминают, что эта система полностью автоматизирована. Вмешательство человека в ее работу практически исключено. «ГНС технически не может „не пустить“, или удалить чеки отдельного субъекта хозяйствования», — утверждают в ГНС.

В налоговой допускают теоретическую возможность этого по двум причинам: чек не был фискализирован и не прислан к СОД РРО должным образом, или он «потерялся», или задержался по техническим причинам на пути между РРО и сервером ГНС. Вероятность второго варианта в налоговой называют крайне незначительной.

Читайте также: Крупнейшие финкомпании создали онлайн-петицию против закона об РРО

Второе ложное утверждение касается отсутствия ответственности для покупателя за недостоверную информацию о нарушениях при проведении расчетной операции, согласно поданной им жалобы.

В ГНС подчеркивают, что любой заявитель должен идентифицировать себя через собственный электронный кабинет налогоплательщика. И этим покупатель фактически соглашается с тем, что налоговая будет проверять не только правомерность действий продавца, но и оценивать достоверность документов, прилагаемых к жалобе.

Таким образом, возможные манипуляции с подделкой документов или преднамеренным искажением сводятся к минимуму.

«Любая компенсация возможна только после завершения проверки и взыскания санкций», — отмечают в ГНС.

В налоговой напоминают, что жалобу на нефискальный чек покупатель может подать и сегодня. Например, обычным письмом.

Читайте также: Э-чеки: Rozetka готова остановить бизнес из-за закона

Третьим ложным утверждением в ГНС назвали применение штрафа в размере 250% стоимости проданного с нарушением товара. В налоговой подчеркивают, что ни один из принятых Верховной Радой законов не предусматривает такого наказания.

Выдача покупателю нефискального чека в зависимости от обстоятельств может рассматриваться как непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы или проведение на неполную сумму стоимости товаров.

По действующим правилам и до вступления в силу положений законопроекта №1053-1 (через шесть месяцев с даты опубликования закона) штраф за совершенное впервые нарушение составляет 1 грн. За каждое следующее со стороны того же продавца — штраф будет составлять уже 100% стоимости товара.

По новым правилам (то есть со дня вступления в силу этого закона) и до 1 октября 2020 года предусмотрен штраф в размере 10% стоимости проданных с нарушениями товаров при первом нарушении, за каждое последующее — 50%.

С 1 октября 2020 года (одновременно с введением механизма «кешбек») штрафы составят 100% стоимости проданных с нарушениями товаров за первый случай, и 150% — за каждое последующее нарушении.

В ГНС советуют дождаться обнародования текстов утвержденных Верховной Радой законов, и не делать поспешных выводов. Со своей стороны ГНС гарантирует любую помощь в изучении новых правил.

Что известно

20 cентября 2019 года Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом 2 законопроекта:

№1053-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг, который позволяет использовать программные РРО на ряду с традиционными. Помимо этого, законопроект упрощает процедуру регистрации такого аппарата и увеличение штрафов за нарушения работы с ним.

Читайте также: Три главные проблемы нового Закона об РРО и чем это грозит бизнесу

№1073 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг», который предусматривает механизм компенсации покупателю стоимости покупки дороже 100 грн в случае выявления нарушения при проведении расчетной операции.

Новое законодательство предусматривает использование классического регистратора расчетных операций или его альтернативы — программного РРО.