Речь идет о законопроектах № 1073 и №1053-1. Как утверждают их авторы, инициативы направлены на детенизацию экономики и одновременно должны удешевить обслуживание кассовых операций.
Противники изменений обращают внимание на увеличение штрафов и огромные затраты бизнеса в процессе выполнения новых норм.
Цена вопроса
Еще до назначения на пост главы финансового комитета Верховной Рады, Даниил Гетманцев пообещал бороться с фиктивными ФЛП. При этом уже тогда стало понятно, что это направление будет среди приоритетов «налогового крыла» Зе-команды.
«Необходимо исключить возможность использования псевдо-ФОП, когда большой магазин продает телефон и дает чек от ФОП. Хотя мы в здравом уме и трезвой памяти понимаем, что за день он делает выручку больше, чем лимит, установленный для ФОП на год», — объяснял необходимость изменений Даниил Гетманцев.
По результатам исследования Института социально-экономической трансформации и Центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine из-за занижения оборотов ФОП госбюджет ежегодно теряет от 2 до 2,5 млрд гривен.
Сумма кажется очень большой, но лишь до тех пор, пока вы не посмотрите на убытки государства в других сферах. Так, по данным исследования, из-за «серого импорта» и контрабанды, бюджет недополучает до 93 млрд. грн., зарплат в конвертах – 74 млрд, а оффшорных схем – 36. Однако именно ФОП как настоящие, так и фиктивные, стали первыми, кому власть решила «закрутить гайки».
Контроль и кэшбек
Парламентарии уже поддержали в первом чтении законопроекты «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (№1053-1) и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» (№1073).
Эти инициативы идут в комплексе. Фактически одна расширяет перечень предпринимателей, за деятельностью которых ведется контроль, а другая этот контроль упрощает и позволяет приобщиться к надзору каждому гражданину.
В то же время в пояснительной записке к законопроекту №1051-1 подается как такой, что упростит жизнь предпринимателей, позволив не тратить деньги на кассовые аппараты. Вместо этого можно будет пользоваться программным регистратором расчетных операций. Ожидается, что это будет программа, установить которую на гаджет продавца будет так же просто, как приложение на смартфон.
Читайте также: Стали известны детали налоговой амнистии
Плюс для предпринимателя в том, что не надо будет тратиться на отдельный кассовый аппарат, а это несколько тысяч гривен. Кроме того, авторы законопроекта говорят об упрощении регистрации РРО (в электронном кабинете без предоставления регистрационных документов) и удешевлении процедур обслуживания операций.
Эти преимущества нардепы предлагают взамен за усиление контролирующих функций в отношении работы бизнеса. Сейчас без РРО могут работать ФЛП, у которых оборот меньше 1 млн в год. А согласно инициативе, им нужно будет пользоваться регистратором уже с 2021 года. А для интернет-магазинов, аптек, ювелирных магазинов, кафе и ресторанов, турагентств, отелей, магазинов по продаже секонд-хенда и деталей для автомобилей время перемен наступит еще раньше. Уже через полгода после опубликования закона.
За продажу товара без проведения расчетной операции, или если будет указана неполная сумма, предприниматель должен будет заплатить штраф в размере 150% от стоимости товара, а за повторное нарушение – 250%.
Авторы изменений пытаются заинтересовать покупателей в контроле кассовых операций. Предполагается, что за выявленное нарушение они будут получать «кэшбек» в размере 100% стоимости товара. При этом предусматривается возможность электронной проверки чеков, что позволит покупателям выявлять нарушения.
За и против
Изменения вызвали неоднозначную реакцию бизнес-сообщества и обозревателей. В Государственной регуляторной службе подсчитали, что в целом дополнительные расходы малого бизнеса на обязательное введение РРО независимо от вида деятельности и объемов доходов превысят 11 млрд грн. А вследствие увеличения количества проверок и ужесточение штрафов, легальному бизнесу в следующем году придется уплатить еще 2,6 млрд грн.
Против изменений выступил также Союз украинских предпринимателей, в котором отмечают, что проекты могут стать очередным стимулом для малого бизнеса уйти «в тень». Поэтому ее представители призвали парламент не спешить с их внедрением.
Резко против законодательных инициатив выступил сооснователь Новой почты Владимир Поперешнюк. По его словам, новая власть пошла в наступление на бизнес. «Коррупционная привлекательность и потенциальный теневой доход увеличиваются, когда бизнесу сложно и трудно. Вероятно, именно поэтому, вместо либерализации, которую нам обещали, имеем ухудшение условий для предпринимательства. Лучшей стратегии уничтожения Украины, пожалуй, и не придумаешь», — подчеркнул он.
В то же время в партии власти убеждают, что сопротивление изменениям оказывает именно крупный бизнес. «Есть определенные лоббистские группы, которые, защищая крупный бизнес, поднимают на флаги «интересы ФОП», которые якобы будет преследовать власть.
Если ФОП за год продает товары на 5 млн грн, пусть продает, но если за день, то это не сможет так работать. Мы сделаем все, чтобы большой бизнес не смог уклоняться от уплаты налогов с использованием модели единого налога», — заявил Даниил Гетманцев.
Депозит с высокими процентами и бонусом от «Минфина»
Естественно, поддерживают его и коллеги по фракции. По словам Галины Третяковой, те, кто сейчас скрывается за маской ФЛП, хотят и дальше это делать. «Среди них — огромные торговцы с огромными торговыми площадями, многомиллионным (в долларах) оборотом. Они могут честно платить все налоги. Но не платят! Им легче проплатить кампанию манипуляций и лжи», — заявляет парламентарий.
Выступает за перемены и бывший заместитель министра финансов Елена Макеева. По ее словам, предыдущая власть еще в 2015 году была близка к обязательному введению РРО. «Тогда отдельные «заинтересованные» депутаты смогли убедить премьера пойти на компромисс, поэтому обязательное РРО ввели только для частных предпринимателей с годовым валовым доходом более миллиона гривен. И поскольку проверить точность расчетов годового дохода предпринимателей было невозможно, этот компромисс ничего не изменил», — объясняет она.
В настоящее время проекты готовятся ко второму чтению. В Союзе украинских предпринимателей рассказали, что во время рабочей встречи с руководством совета и профильного комитета предоставили свои предложения к инициативе. Однако учитывая скорость рассмотрения законодательных инициатив в последнее время, вряд ли можно ожидать, что доработка затянется. Скорее всего, могут быть внесены разве что технические правки.
Алексей Писарев