Среди вопросов, которые попадут в его поле зрения — упрощение налоговой системы, борьба с «уклонистами» и налоговая амнистия. В преддверии первого заседания нового состава Верховной Рады Данил Гетаманцев дал интервью Экономической правде и рассказал о планах новой власти. «Минфин» предлагает ознакомиться с его основными тезисами.
Реформы в финансовом секторе
Первый закон, который мы собираемся проголосовать по финансовому рынку, — это закон про сплит. Понятно, что сплит реализуется не за день, это займет около года. На протяжении этого периода мы должны принять ряд законопроектов. Речь о законопроектах по регулированию каждого рынка финансовых услуг: страхования, ломбардов, микрокредитования, фондового рынка.
Необходимо урегулировать рынок микрокредитов, который в большой части находится вне государственного регулирования. В этом нет сомнений даже у самого рынка. Уже разработан законопроект, который мы обязательно внесем в Верховную Раду.
Упрощение налоговой системы
Налоговая система с девятью налогами — это профанация. Люди, которые об этом говорили, врали. Они заранее знали, что это невозможно осуществить, потому что простота налогообложения лежит не в плоскости количества налогов, а в плоскости простоты администрирования. Простота администрирования тоже лежит не в плоскости простоты процедур, а в их диджитализации.
Если мы переводим все процессы — от налоговой консультации до апелляции — в электронную плоскость, мы значительно упрощаем администрирование и делаем комфортнее для налогоплательщика налоговую систему. Уменьшение налоговых платежей ведет к несправедливости налогообложения.
Облагать налогами нужно доходы, а они бывают разных форм. Безусловно, налогов должно быть оптимальное количество, но их не может быть слишком много. Нынешнее количество налогов близко к оптимальному.
Сейчас общение ГНС и бизнеса — это взаимоотношения врагов, преступника и полицейского. В цивилизованном мире налоговая политика работает иначе. Там налоговая политика — это когда налогоплательщик открывается перед налоговой, а налоговая открывается перед налогоплательщиком.
Борьба с фиктивными ФОПами
Необходимо исключение использования псевдо-ФОП, когда большой магазин продает телефон и дает чек от ФОП. Хотя мы в здравом уме и трезвой памяти понимаем, что за день он делает выручку больше, чем лимит, установленный для ФОП на год. В ресторанах и гостиницах можно встретить двойные чеки.
Это можно сделать путем введения электронного чека. Это система учета расчетных операций без установки кассовых аппаратов. Это возможность для ФОП бесплатно скачать программу налоговой и своим смартфоном учитывать любые операции на протяжении дня, выдавая электронный чек потребителю.
Есть определенные лоббистские группы, которые, защищая крупный бизнес, поднимают на флаги «интересы ФОП», которых якобы преследует власть. Физлиц-предпринимателей как раз никто не трогает.
Читайте также: Где открыть счет для ФОПа: сравниваем тарифы 12 банков
Если ФОП за год продает товары на 5 млн грн, пусть продает, но если за день, то это не сможет так работать. Мы сделаем все, чтобы крупный бизнес не смог уклоняться от уплаты налогов с использованием модели единого налога.
Налоговая амнистия
Налоговую амнистию планируем запустить в пакете с BEPS и ратификацией соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией. Мы предполагаем, что амнистия будет платной.
Общая ставка — 5%, сниженная — 2,5% при инвестировании в облигации госзайма. Повышенная ставка будет взиматься с декларирования неденежных активов. Чтобы активы были амнистированы, они должны быть возвращены Украине в денежной форме и размещены на счетах украинских банков.
Мы должны дать возможность людям, которые 28 лет получали доходы в разных формах, обелиться. Подвести черту под тем, что было за 28 лет, и начать новую финансовую историю с чистого листа. После этого можно включать BEPS, автоматический обмен налоговой информацией, реформу налогообложения. Вторая цель налоговой амнистии — вернуть деньги в Украину.
Третья цель амнистии — сбор денег в бюджет. Ожидаем получить 5% от сумм, которые будут амнистированы. Однако это не основная цель.
Читайте также: Почему налоговая амнистия вряд ли будет успешной
Важный момент: амнистия — это добровольное декларирование. Никто никого не заставляет подавать декларацию. Хочешь и дальше держать деньги в матрасе — держи. Никаких вопросов нет. Никаких санкций по отношению к тебе не будет. По крайней мере — в момент амнистирования.
Возможно, потом, когда ты захочешь положить деньги на счет в банке, у тебя спросят, откуда у тебя эти деньги, покажи документы. На самом деле, банки уже об этом спрашивают. Если вы попытаетесь открыть счет в Германии, то у вас сто процентов спросят, откуда деньги.
Мы будем давать гарантии освобождения от ответственности по двум статьям Налогового кодекса — 212 и 205. Налоговая амнистия не освобождает от ответственности за коррупцию и хищения.
Налоги на фонд оплаты труда
Мы собираемся уменьшать нагрузку на фонд оплаты труда, но в среднесрочной перспективе, в перспективе трех лет. Мы не планируем это делать одномоментно, потому что нам необходимо покрывать текущие расходы и нести багаж долгов.
Мы очень ограничены в возможностях менять налогообложение фонда оплаты труда как в сторону увеличения, так и уменьшения. Второй момент — наша ставка ЕСВ одна из самых низких в Европе.
Некоторые экономисты в нашей команде считают, что на протяжении десяти лет от ЕСВ можно будет отказаться вообще. Однако мы понимаем, что сейчас на наши налоговые ставки государство не предоставляет тот сервис, который предоставляется в ЕС на такие же или более низкие ставки.
Мы должны не устраивать тут офшор, а подтягивать государственный сервис: суды, правоохранительные органы, инфраструктуру. Еще одна офшорная зона в Европе точно не пройдет. Украину нужно превращать в нормальную, цивилизованную, европейскую юрисдикцию, где есть умеренное налогообложение и комфортные условия для людей и бизнеса.