Зачем регистрировать свой бренд и какие нюансы нужно учитывать, рассказывает глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.
Защита авторских прав в Украине оставляет желать лучшего. Не секрет, что этому способствует национальная судебная система. И дело не в том, что нет высоких штрафов за нарушения — по существу, не было ни одного показательного процесса за несоблюдение авторских прав. А раз прецедента нет, то можно и нарушать. А если можно нарушать, то вроде как нет смысла защищать торговую марку.
К тому же регистрация торговой марки может занимать от года до полутора. Но если у вас есть основательный и долгосрочный план развития бизнеса – на это стоит потратить время.
Зачем нужна регистрация ТМ
Прежде всего потому, что откладывать официальное закрепление своих прав на бренд на потом чревато последствиями. К вам в любой момент могут нагрянуть представители соответствующих органов с юридическими документами и обвинить в использовании чужой торговой марки. Даже если вы ее не используете, просто она кому-то приглянулась и ее не прочь заполучить конкуренты. В итоге вам придется выяснять отношения, терять время и силы.
Многое зависит от того, на какой период времени вы запланировали свой бизнес. Если потенциал компании позволяет подтянуться к мировым маркам, получить свидетельство на торговую марку необходимо в первую очередь. И если вы замахнулись на выпуск уникальной продукции, то это как раз та овчинка, которая стоит выделки.
Скептики говорят: ну да, выбросишь 300 долларов, зарегистрируешь ТМ, а Китай все равно смастерит подделку. С Китаем, конечно, не поспоришь, оособенно, если у вас нет регистрации бренда. А если есть, то можно и поспорить, создать прецедент. Глядишь, и китайцы бы задумались, нужно ли ввозить в страну товар под чужим именем. Хотя в Китае хорошо понимают, что у нашего бизнеса нет реальных инструментов в борьбе с подделками, как нет и государственной поддержки. Государство оставило за собой только функцию контроля. Поэтому компаниям, особенно небольшим, приходится проходить путь создания бренда методом проб и ошибок.
Цена ошибок
Ошибок не надо бояться, их нужно упреждать. Вспомните, как в свое время McDonalds в Украине покупал свою торговую марку за $50 000. А бренд AKAI выкупал свои права в России вообще за баснословную сумму в миллион долларов. Столь высока цена ошибки. Поэтому закрепление права на название вашей продукции должно стать шагом под номером один. Формальности по утверждению юридического лица, разработка логотипа, аренда помещения могут повременить, а регистрация бренда – нет.
У наших предпринимателей еще очень мало опыта. Но давайте проведем элементарный расчет. Затраты на регистрацию бренда – это прямые инвестиции в бизнес. Даже при продаже компании вы продадите не швейные машинки или булавки, а бренд, зарегистрированную торговую марку. Если бренда нет, то и продавать вам, собственно, нечего.
Как проходит процедура регистрации торговой марки
Чтобы закрепить свои права на торговую марку, нужно подать заявку в Украинский институт промышленной собственности. Перед реестрацией необходимо провести проверку по патентному поиску — самостоятельно или с помощью агентства. Так вы узнаете, есть ли зарегистрированные бренды со схожими названиями. Если они есть, вашу заявку могут отклонить.
Сама процедура регистрации регулируется законом «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Права закрепляются минимум на 10 лет. И если кому-то кажется, что сумма за «ненужные обязательства» слишком высока, возьмите калькулятор и посчитайте: разделите 300 долларов на 10 лет, а затем полученный результат на каждый день. Получится 8 центов. Сумма вполне подъемная даже для начинающих бизнесменов.
Кстати, именно начинающие бизнесмены с опаской относятся к регистрации торговой марки: а вдруг не пойдет, зачем тратиться на то, что может не окупиться? А тратиться необходим, чтобы обезопасить себя от юридических проблем в будущем. Ведь только после регистрации бренда вы получите исключительное право на его использование. Никто другой не рискнет использовать его без вашего согласия. Если конкуренты будут выпускать товары под торговой маркой, сильно похожей на вашу, вы вправе через суд взыскать немалую компенсацию.
Зарегистрированный бренд – это еще и цивилизованный путь к размещению рекламы в печатных и телевизионных СМИ. Они готовы сотрудничать только при условии, что у вас зарегистрированная торговая марка. По моему убеждению самый большой плюс в том, что официальное оформление позволяет рекламировать и, главное, продвигать товар с максимальной эффективностью. Торговая марка сработает на имидж компании — пусть не сразу, но в будущем непременно.